[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 211(1636), 1 ноября 1997
SPb Ved gerb

Секунда истории
"Пароходом" от Семеновского плаца Я думаю, вы узнали Витебский вокзал на этой фотографии.

Делалась она в начале нашего века, может быть, даже в 1907 году, на осень которого пришелся весьма знаменательный для России и для Петербурга юбилей _ семидесятилетие первой у нас железной дороги.

"После долгих ожиданий публики нашей столицы железная дорога открыта, _ давала отчет "Северная пчела" 2 (14) ноября 1837 года. _ Правление пригласило на первую поездку в субботу 30 октября самое блистательное общество, главнейших сановников _ военных и гражданских, особ дипломатического корпуса, множество любезных дам высшего круга _ представительниц красоты и грации, и большое число посторонних (!) лиц _ ученых, литераторов, художников, негоциантов. Под личным управлением строителя дороги г. Ф. Герстнера тронулся с места величественный поезд..."

Известен не только день, но и час этого события: поезд отошел от станционного дебаркадера в 12 часов 45 минут.

С того момента поезда, или "цепи экипажей", или, по определению Нестора Кукольника, на стихи которого Глинка написал свою знаменитую песню, "пароходы" и начали курсировать по 27-верстному пути между столицей и Царским Селом. Перевозить пассажиров (если тех случалось мало, то в цепь вагонов впрягали вместо паровоза лошадей), а также грузы, поскольку дорога продолжала обустраиваться... Сначала _ только один-два раза в неделю, потом чаще, пока не наладился график ежедневный.

...Но при чем тут, однако, Витебский вокзал? Наверное, у кого-то из читателей этот вопрос уже вертится на языке.

Да при том, что старый Царскосельский вокзал стоял на том же самом месте, что и нынешний Витебский _ на Семеновском плацу.

Была эта местность в те времена достаточно захолустной, да и вокзальное здание, маленькое, деревянное, видом не блистало. Но вот к началу двадцатого века Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги предприняло сооружение новой линии: С.-Петербург _ Витебск. Существовавшее же со старых времен станционное сооружение в задуманные масштабы не вписывалось...

И железнодорожные управленцы обратились к С.-Петербургскому обществу архитекторов с просьбой объявить конкурс на составление фасадов и разрезов нового вокзала.

Столичные архитекторы за работу взялись, хотя само задание их даже обидело. Как говорили Л. Н. Бенуа, А. И. фон Гоген и другие, крайне неудобно было им работать, когда общий план будущего сооружения Управление дороги уже составило "по собственному разумению", без участия архитекторов. Им же была отведена лишь роль "костюмеров"...

Тем не менее к 19 (по ст. ст.) февраля 1901 года 24 проекта на конкурс поступили. Первую премию в 2000 рублей получил проект под девизом "кружок с молотком". Его авторами были архитекторы О.ЪР. Мунц и С. В. Беляев. Однако заказчики от него отказались и поручили работу штатному архитектору Правления Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги Станиславу Бржозовскому, который взял себе в помощь гражданского инженера С.ЪИ. Минаша и еще нескольких специалистов.

Что же касается главных "авторов" нового вокзала _ железнодорожников, то их планы возвести здание на месте прежнего встретили поначалу серьезные препятствия.

Новое сооружение, конечно же, требовало большего по площади участка.

Расширяться в сторону плаца лейб-гвардии Семеновского полка? Но он принадлежал военному ведомству.

А с другой стороны _ мешал Введенский канал. Можно было бы пойти на расходы и его засыпать, но тут воспротивились городские власти.

После настойчивых просьб военные все-таки согласились уступить Обществу железной дороги часть плаца и офицерский полковой флигель _ за 400 тысяч рублей. Маленький канал остался цел. (Вы его видите на снимке как воспоминание. Ведь его все-таки засыпали, уже на нашей памяти.) "Все имеет свой конец, _ писало "Новое время" 1 (14) августа 1904 года. _ Окончена даже постройка новой петербургской станции МосковскоВиндаво-Рыбинской железной дороги. Какое многосложное наименование! Зато и поезда теперь ходят со второго этажа. Европа!.. Ужасно надоело ездить в деревянную хибарку, приютившуюся в уездном захолустье Семеновского плаца, видом своим напоминающего соборную площадь в Миргороде времен Гоголя".

...Первый поезд отправился из Петербурга в Витебск 1 августа в 5 часов дня. Эта станция назначения со временем дала и имя нашему вокзалу.

Наталия ГРЕЧУК Фотография из Государственного архива кинофотофонодокументов


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]