[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 211(1636), 1 ноября 1997
SPb Ved gerb

Атланты держат портик
Уже много лет жители и гости города уверенно отождествляют Зимний дворец с Эрмитажем. Для коренных же петербуржцев это не совсем так.

...Находящееся в самом начале Миллионной (Халтурина) улицы здание Нового Эрмитажа построено было в 1839 _ 1852 годах по проекту немецкого архитектора Лео Кленце. Оно декорировано каменными наличниками из плит желтого известняка вокруг окон первого этажа и металлическими скульптурами великих мастеров прошлого, установленными в нишах стен и на консолях. Особенно красив портик Нового Эрмитажа с великолепными фигурами атлантов, выполненными из серого сердобольского гранита. Известны слова конференц-секретаря Академии художеств тех лет В. И. Григоровича: "Нигде в Европе и ни один скульптор не производит из гранита, как производили древние египтяне и греки. Теперь это египетское искусство стало русским".

...Лео Кленце получил заказ на проектирование здания уже в ореоле славы строителя Пинакотеки и Глиптотеки в Мюнхене _ известных музеев искусств.

Новый Эрмитаж был задуман Николаем I как первый в России художественный музей, доступный для ценителей искусства из разных кругов общества.

По одной из версий, изложенной А. Н. Самойловым в 1955 году, Кленце проектировал музей, сначала обратив его лицом к Зимнему дворцу, и рассчитывал на то, что здания Старого и Малого Эрмитажа (и некоторые другие) будут снесены. Но Строительная комиссия по возведению императорского музеума предложила не трогать их.

Встал вопрос об ином главном фасаде. К этому времени уже были возведены стены и построены помещения первого этажа, а в предполагавшемся главном вестибюле стояло сибирское чудо _ громадная ваза из зеленой алтайской яшмы, внесенная сюда еще до возведения стен. Вход был перенесен на Миллионную улицу, запроектирована парадная лестница на месте внутреннего двора, а уже готовые оконные проемы стены на Миллионную заложили кирпичем и разместили в них статуи.

Так или иначе, Лео Кленце задумал поставить на Миллионной торжественный портик. Победителем торгов Строительной комиссии на изготовление скульптур оказался А. И. Теребенев. Позднее он писал: "В 1844 году, приняв на себя изваяние и высечку из сердобольского гранита 10 кариатид и увлекшись как художник желанием произвести этот памятник искусства, я понизил против других сметную сумму более нежели вдвое, обязавшись за два года изваять кариатиды ценою всего за 32 тыс. руб.

серебром, но как в цене, так и во времени крайне ошибся".

В работы, взятые на себя Теребеневым, входило все: заготовка монолитов на полуострове Импиниеми (север Ладожского озера, тогдашняя Финляндия), их доставка на баржах (по два монолита на каждой), наем и обучение каменотесов (он набрал более ста мастеровых и обучал их более года), содержание флигеля для людей и помещений под мастерские. Ученик и помощник скульптора Г. А. Балушкин писал: "Каждому мастеру было назначено свое дело, к чему кто приучен был: кто отделывал низы, кто руки, кто торс, кто ноги. Лицо каждой кариатиды оканчивал он (Теребенев. _ А. Б.) сам своими руками".

...Войдя с Миллионной улицы через этот главный ход к собраниям Императорского двора, посетитель оказывался в вестибюле Нового Эрмитажа с колоннами из розового финского "морского" гранита. Вверх из вестибюля ведет трехпролетная лестница с колоннами из сердобольского гранита вдоль периметра ее верхней террасы. Над дверями в залы на черных досках золотом написано: "Императором Николаем I сооружен 1850" и "Imperator Nicolas I erexit MDCCCL". Нынешний же главный вход с Невы в Зимний дворец (Государственный Эрмитаж) стал исполнять это свое назначение только в 1930 годах...

Атланты Нового Эрмитажа. Они спокойны. Они молчат. Задумаемся, сколь многое стоит за историей этих прекрасных гранитных колоссов.

Андрей Булах,профессор Санкт-Петербургского университета


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]