[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 203(1628), 21 октября 1997
|
О чем шумят ветви российского древа власти?
Рождение государственного бюджета есть самое важное, самое нервное, самое далекое, полагаю, от экономики и самое бессмысленное занятие российских властей.
Читатели звонят в редакцию: "О чем там они спорят? О чем не могут договориться?"
В самом деле _ о чем? Боюсь, что толково ответить на этот вопрос не сумеет никто, даже просидев в Госдуме на всех заседаниях.
Баталия, связанная с вотумом недоверия правительству, выглядит так драматично, что заслоняет суть дела, и уже кажется, будто одна сторона предлагает россиянам полуголодное существование, а другая самый высокий в мире уровень жизни. Между тем в бюджетных обсуждениях речь пока идет о трех главных показателях, определяющих экономическое и финансовое состояние России в 1998 году. Это объем валового внутреннего продукта (ВВП), темп роста инфляции за год и среднегодовой курс рубля по отношению к доллару.
Уровень сегодняшних разногласий по этому поводу между правительством и Думой читатель легко определит, если сравнит предлагаемые сторонами цифры. В проекте бюджета записано: ВВП _ 2750 _ 2850 млрд руб., инфляция _ 5 проц., курс рубля _ 6,18 руб. за доллар. Обращаем внимание, что во всех показателях фигурирует "новый", деноминированный, рубль. Думские комитеты потребовали: ВВП _ 2800 _ 2810 млрд руб., инфляция _ 7 _ 8 проц., а по курсу рубля одни говорили _ надо выше, другие _ надо ниже, а эксперты Центробанка называли цифру 6,1 руб. за доллар.
К концу прошлой недели после заседания трехсторонней комиссии, где было достигнуто взаимопонимание, упомянутые показатели приобрели следующие значения: ВВП _ 2840 млрд руб., инфляция _ 5,7 проц., курс рубля _ 6,18 руб. за доллар. Понятно, что произведенная корректировка рубежей будущего года не скажется ощутимо ни на благосостоянии россиян, ни на экономике страны в целом.
Так о чем же все-таки спорим?
Самое главное достоинство бюджета-98 _ его реальность. Эта формула уже нередко звучит и будет все чаще повторяться не только создателями бюджета, но и его оппонентами. Достоинство же это состоит в том, что намеченные цифры, скорее всего, будут достигнуты. Дело в том, что бюджет-96 был выполнен лишь на 81,8 процента. Бюджет-97 понадобилось секвестировать вскоре после его принятия. Насколько и как его урезали _ никто до сих пор не знает и не понимает, однако сейчас уже ясно, что утвержденные доходы будут выполнены процентов на 76 всего лишь. Эти грубейшие ошибки минувших лет учтены, и доходная часть бюджета-98 оценена цифрой 340 млрд руб., что меньше (если учесть инфляцию) прошлогодней. Соответственно уменьшены и расходы.
Так что главное достоинство бюджета-98 стало логическим продолжением его главного недостатка _ крайней скудости. Ведь суммы бюджетных доходов и расходов _ это часть ВВП, который упал до минимума. И чем меньше денег остается на огромные нужды Российского государства, тем яростнее могут быть споры о том, сколько рублей следует ассигновать тем или иным сферам народного хозяйства, тому или иному ведомству.
Уже сейчас фракция "Яблоко" обозвала бюджет-98 военно-полицейским: на оборону планируется 17,13 проц., а на правоохранительную деятельность и безопасность государства _ 9,4 проц. от всех расходов.
Это самые растущие и расточительные статьи (не считая обслуживания госдолга _ 25,5 проц.), при том что на социальную политику выделено 7,88 проц., а на образование _ 3,44 проц. И в ближайшие дни нам предстоит наблюдать, как радетели культуры потянут денежное одеяло на себя, а защитники защитников Отечества _ на себя.
Если читатель задумается, какой стороне тут надо помочь в перетягивании, то пусть он сначала поразмышляет над следующим сравнением.
Поскольку российский бюджет по своей структуре уже подобен бюджетам западных стран, то можно прикинуть примерно, намного ли он более или менее военно-полицейский, чем они. Так вот, оказывается, что США, с которыми мы много лет соревновались во всех отношениях, тратят нынче на оборону раз в 15 _ 16 больше, чем Россия. И планируемые у нас нынче 80 млрд руб. (13,5 млрд долларов) на национальную оборону _ это, как говорится, кошкины слезы. Ну а что касается культуры с искусством, то тут и плакать не о чем _ полмиллиарда долларов на все про все. Господин Сорос, например, при таком раскладе сможет из личного кармана финансировать всю российскую культуру вместе с наукой, если вдруг ему это захочется.
Поэтому в ближайшее время наши власти будут спорить о достоинствах и недостатках различных персон в правительстве. Будут также говорить о курсе _ туда он ведет или не туда (правда, никто не знает, где находится это Туда). В связи с этим уже выдвигаются некоторые условия, по поводу которых между ветвями власти начался откровенный торг.
В конце концов бюджет совершенно отойдет на задний план, и могучие ветви российского древа власти станут шуметь о своем, а не о распределении жалкого валового внутреннего продукта между нуждающимися отраслями народного хозяйства. Да и что спорить по мелочам? Все равно будет украдено больше. Даже примерно известно _ где и кем.
Ян СТРУГАЧ