[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 199(1624), 15 октября 1997
SPb Ved gerb

Построим автогигант на берегах Невы?
У Петербурга есть шанс стать крупнейшим в России центром по производству пассажирских автобусов В Петербурге проходят испытания новой модели итальянского автобуса семейства "Бреда". На оживленных маршрутах гости с Апеннин доказывают свое право работать в Северной Венеции. Если они успешно выдержат экзамен, тогда, согласно планам, детище итальянских инженеров станет базовой машиной нового производства, которое намечается организовать в Петербурге, чтобы решить транспортные проблемы города.

Проверка на дорогах Два месяца испытаний уже показали, что итальянские автобусы чувствуют себя достаточно уверенно на наших дорогах. "Бреда" влилась в самую гущу транспортного потока пятимиллионного мегаполиса. Один автобус работает на Невском на оживленном 7-м маршруте. Второй "итальянец", как челнок, мотался по 80-му, а затем был переведен на пригородные трассы.

В первые дни специалисты с фирмы, приставленные следить за ходом испытаний, тихо охали, наблюдая, как толпы пассажиров штурмуют новенькие автобусы. Такие перегрузки у них в Европе муниципальному транспорту даже и не снились. "Бреда" прислала в Петербург машины 221-й модели. По техпаспорту они могут принять 126 человек. На практике в европейских городах такие автобусы в часы пик перевозят две трети от этого количества _ человек девяносто максимум. Когда же подсчитали, что в Петербурге подчас в салон набивается до 210 _ 220 человек, итальянские спецы начали слать на завод в Болонью тревожные депеши _ не стоит ли сменить условия испытаний? От руководства "Бреды" пришел ответ: ничего не менять, продолжать в прежнем режиме. Пережив один шок, другой, итальянские спецы к ситуации, привыкли и теперь сенсационные цифры стали не более чем отчетной статистикой. Машины "Бреды" в любую погоду, в час пик и во время относительного затишья молотят на городских магистралях наравне с другими автобусами _ уже знакомыми всем "Икарусами" и ЛиАЗами.

Итальянский автобус имеет достаточный ресурс надежности. Это подчеркивают и наши специалисты. Но питерские транспортники, наблюдающие за ходом испытаний, эмоций проявляют мало. Машинам "Бреды" еще крутиться по городу до декабря, поэтому оценивать что-то заранее, обнадеживать потенциальных партнеров пока не стоит. Впрочем, и удовлетворения первыми результатами никто не скрывает. А когда разговор заходит о том, насколько удобен, комфортабелен новый автобус _ тут никаких споров: подобных современных машин не то что в Петербурге, во всей России еще не было.

221-я модель Чем же автобусы "Бреды" отличаются от прочих, гоняющих по петербургским трассам?

Мы обычно оцениваем нашу жизнь по тому, что видим вокруг. Вот привыкли мы к тесным ЛиАЗам, чадящим "Икарусам" и по ним судим о том, каким должен быть автобус. А только ли таким? И что такое вообще современный автобус?

Автобусы "Бреды" впервые, пожалуй, наглядно показали, что и обычный труженик городских магистралей может быть вместительным, как аэробус; быстрым, как спортивный автомобиль; маневренным, как велосипед; комфортабельным, как лимузин.

"Бреда" _ в Италии компания известная. Ей уже больше века. На ее заводах выпускаются трамваи для Бостона и Сан-Франциско, троллейбусы для Сиэтла, поезда для римского метро. Недавно "Бреда" выиграла два очень престижных мировых тендера на выпуск грузовых платформ для Евротоннеля, протянувшегося под Ла-Маншем, и поездов для Норвегии.

Особое место среди продукции этой итальянской государственной компании составляют автобусы.

Тут и 170-местный гигант М-321, и мини-автобус для всего лишь 19 пассажиров, такие используют на тихих маршрутах маленьких городов. Семейство автобусов "Бреды" можно сравнить с нашей русской матрешкой.

Они все похожи друг на друга. Впрочем, секрет сходства объясняется довольно просто: сборка ведется из одних и тех же составных частей _ модулей. Только для автобуса-гиганта используется модулей больше, чем для мини-машины. Такая универсальность _ одно из главных ноу-хау компании.

Кстати, благодаря широкому использованию модулей итальянские инженеры предложили и уникальный транспортный гибрид _ автобус-троллейбус. На такую машину устанавливается дополнительно электродвигатель, на крыше монтируются штанги. Закончились, допустим, троллейбусные провода, водитель опустил штанги. Не правда ли, удобная машина для районов новостроек, для тех участков города, где ведутся ремонтные работы?..

Присланные на испытания в Петербург автобусы М-221 могут тоже выпускаться как подобный "гибрид". Однако внимание они прежде всего привлекают своими необычайными практичностью и удобством. Эта машина относится к автобусам наивысшего класса, поскольку имеет так называемый низкий пол. Пассажиру, входящему в автобус, не нужно карабкаться по ступенькам. Уровень пола установлен на уровне поребрика тротуара. В итальянской машине применено еще одно не виданное в наших краях новшество _ на остановке правый бок автобуса наклоняется на 7 градусов.

Пассажирам в салоне такой маневр совершенно не заметен. Зато тем, кто входит в автобус, гораздо удобнее. Особенно инвалиду, старушке или маме с коляской.

Низкопольные автобусы все чаще встречаются в европейских городах.

Отсутствие ступенек позволяет пассажирам быстрее войти и выйти из городского транспорта. Это сокращает стоянку автобусов и троллейбусов на остановках, позволяет интенсивнее организовывать транспортный поток, что для перегруженных автомобилями городов большое дело.

Существуют десятки, а может и сотни, различных параметров и стандартов, которые определяют класс техники. Для автотранспорта не последний показатель _ экологическая чистота. Используемые итальянцами двигатели "Евро-2" отвечают самым жестким европейским требованиям по экологии. Получается, появись автобусы "Бреды" на наших улицах, не только транспортная проблема решена будет, но и воздух над городом чище станет...

Северный вариант Сейчас городскими властями и компанией "Бреда" разработана целая программа, реализуя шаг за шагом которую, мы приближаемся к конечной цели _ организации в Петербурге крупного производства автобусов.

Всем известна ситуация с пассажирским автотранспортом в нашем городе. Согласно официальным данным автобусный парк в Петербурге по сравнению с 1990 годом сократился вдвое. Но и это далеко еще не все _ около трети автобусов, выходящих на городские маршруты, выработали срок своей эксплуатации.

В нынешнем году Петербург закупил 250 машин "Икарус". По мнению ряда авторитетных специалистов, по цене продукция известной венгерской фирмы вышла на мировой уровень, но по качеству, к сожалению, этого уровня еще не достигла.

Искать других продавцов? Но зависеть от закупок техники за рубежом _ значит попадать в кабалу к фирмам-производителям.

Выход один _ наладить собственное производство автобусов в городе на Неве.

До сих пор изыскания в этом направлении носили чисто теоретический характер. И только недавно решение проблемы перешло в практическую плоскость. Губернатор Петербурга Владимир Яковлев поставил конкретную задачу _ организовать в нашем городе производство пассажирского автобуса последней модели и в кратчайшие сроки перейти к массовому производству. Решение этой проблемы поручено вице-губернатору Юрию Антонову.

За три года должно быть выпущено не менее тысячи автобусов. При этом средняя цена каждой машины должна составлять не выше 120 тысяч долларов.

Проект, получивший название "Петербургский автобус", заинтересовал и международные финансовые институты, которые изъявили готовность выдать кредиты. Шансы получить под реализацию такого производства реальные деньги еще больше возросли после того, как город на Неве получил международный "кредитный рейтинг" _ статус малопонятный неспециалистам, но открывающий сейфы западных банкиров, позволяющий брать деньги в долг на более выгодных условиях.

А как только появилась возможность получить под петербургский автобусный проект деньги, появился и интерес западных производителей.

Желание наладить в нашем городе выпуск машин изъявили многие известные фирмы. Однако чаще всего они предлагают далеко не последние модели и, как правило _ путь "отверточной сборки", то есть все важнейшие детали будут поставляться из-за рубежа, а в России их только "сложат" в готовое изделие. За каждым винтиком в дальнейшем придется обращаться в фирму. Поистине: за морем телушка _ полушка да рубль перевоз...

Чем же отличается от всех этих предложений вариант "Бреды"? По соглашению о сотрудничестве, о котором мы уже упомянули выше, город и итальянский концерн выступают как равноправные партнеры. На первом этапе автобусы с Апеннин проходят жесткие испытания на улицах Петербурга. Ежедневный контроль должен помочь определить, что необходимо сделать для адаптации модели к довольно жестким условиям эксплуатации и климатическим особенностям Петербурга. Итальянцы за свой счет дорабатывают необходимую нашему городу модель до требуемых условий.

Затем начинается освоение автобуса на "Северном заводе" в Петербурге. Итальянские специалисты уже ознакомились с цехами этого предприятия и убеждены, что в них можно наладить современное производство.

По условиям соглашения итальянцы передают все ноу-хау и всю технологию производства автобуса. Затем вместе с российскими партнерами начинают искать поставщиков узлов и деталей к машинам на территории нашей страны. Специалисты считают, что не менее 60 процентов всех комплектующих можно делать в границах нашей страны и нет необходимости везти их из-за границы. Это не только даст тысячи новых рабочих мест на российских заводах, но и в дальнейшем решит проблему поставки запасных частей.

Специалисты отмечают еще одну существенную деталь автобусов "Бреды". Основные их агрегаты, в отличие от частей машин других фирм, соответствуют имеющейся ремонтной базе и опыту эксплуатации. Таким образом, не будет проблем с переоснащением мастерских в автотранспортных парках.

"Северный автобус "Бреды" _ уже так негласно окрещена модель, которая может родиться в нашем городе, _ логично со временем заменит в автопарках выработавшие свой ресурс старые машины.

План хорош. Но зачем все это "Бреде" _ не блеф ли это, не игра ли со стороны итальянских автомобилестроителей?

"Мы три года изучаем возможность налаживания выпуска своих автобусов в России, _ говорит менеджер проекта "Бреда" в Петербурге" Карло Дель Фрате. И поверьте, с нашей стороны _ все предложенные условия строятся на разумном расчете".

Производство в России позволяет "Бреде" сократить себестоимость автобуса чуть ли не в двое. А предложить на мировой рынок автобусы экстра-класса, но по значительно более низкой цене _ это не просто возможность прорыва. Это возможность оглушительной и безоговорочной победы. Поэтому "Бреда" кровно заинтересована не просто в том, чтобы проект состоялся, но и в итоге вырос в крупнейшее в Европе автобусное производство, снабжающее современной техникой не только Петербург и другие города России. В планах _ экспорт выпущенных в городе на Неве автобусов во многие страны мира.

С итальянскими автомобилестроителями мы связываем хорошие воспоминания. Благодаря инженерам с Апеннин был построен знаменитый автогигант на Волге, позволивший в свое время миллионам наших сограждан воплотить в жизнь мечту о собственной малолитражке. Недавно было объявлено, что знаменитый "Фиат" поможет нижегородскому "ГАЗу" выпускать автомобили не хуже западных.

А теперь появился шанс создания автогиганта и на берегах Невы, который поможет решить проблему с городским автотранспортом не только в Петербурге, но и других городах России.

Анатолий АГРАФЕНИН


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]