[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 197(1622), 11 октября 1997
SPb Ved gerb

Я несусь через канавы...
Как бы мы сегодня ни относились к работе городского транспорта, но жизнь без него в Петербурге просто невозможна. А когда-то появление автобусов и трамваев воспринималось совсем не однозначно...

4 октября 1907 года был осуществлен пробный рейс "омнибус-мотора"

по Невскому проспекту от Николаевского (Московского) вокзала до Адмиралтейского сада. Омнибус прошел весь маршрут за 9 минут, обогнав пять вагонов конки.

А в ноябре того же года было открыто и регулярное автомобильно-омнибусное сообщение" на линии Александровский сад _ Балтийский и Варшавский вокзалы. Вот как описала это событие столичная газета: "К 12 часам дня к Александровскому саду, против Вознесенского проспекта приехал автомобиль-омнибус или, как их теперь называют, _ автобус. <...> Около стоянки автобуса толпилась масса публики, жаждавшей попасть в него. Первый рейс был исключительно для приглашенных <...>. Появление автобуса на улице возбудило большой интерес, и масса проходившей публики останавливалась на тротуаре и с любопытством провожала автобус..."

Не правда ли, есть что-то узнаваемое в этой картине?

...По случайному совпадению первый автобус в Петербурге был пущен практически одновременно с трамваем. Интересно, что уже в первые же дни и недели работы новых видов транспорта недисциплинированные (или непривыкшие?) пешеходы попадали в ДТП. Тогдашние газеты в рубриках "Злоба дня" частенько сообщали о первых жертвах. А "Петербургский листок" в ноябре 1907 года опубликовал фельетон _ "Веселый диалог" Автобуса и Трамвая, встретившихся на кольце у Александровского сада: "Автобус (с апломбом): Знаменитым быть желая, Поразил собой я всех...

Трамвай (иронически): Но, сознайтесь, у трамвая Больше шансов на успех?

Автобус (слегка обидевшись): С вами спорить я не смею, Но вселил я скоро страх...

Трамвай (наставительно): Милый друг, я вас жалею: Вы остались на бобах!

Автобус (возбуждаясь): Я ходил _ не больше суток, А кого-то задавил...

Трамвай (спокойно): К "злобам дня" я очень чуток, Я вас здесь опередил!

Автобус (соскакивая с колеи): Я несусь через канавы, К давкам крепнет мой порыв...

Трамвай (натыкаясь на столб): Это детские забавы!

Я успел устроить взрыв.

Автобус (ныряя по Вознесенскому): На меня садясь, примочку Все решили покупать.

Трамвай (взрываясь): Нет-с, давить народ в "рассрочку"

Нам пора бы перестать!

(Начинают давить "оптом". Публика бросается врассыпную)".

А вскоре был зафиксирован для истории первый "конфликт" между трамваем и автобусом: "22 февраля (1908 года. _ А.ЪШ.) на Адмиралтейском пр. произошел первый случай столкновения вагона трамвая с вагоном автобуса. Около 2 часов дня шофер автобуса, поворачивая свой неуклюжий вагон, заехал на полотно трамвая и как раз попал под трамвай <...>. Автобус разбит вдребезги. По счастью, в момент столкновения в автобусе и на его империале никого из пассажиров не было". Как видим, дело обошлось лишь поломкой техники.

За 90 лет сменилось несколько поколений петербуржцев, которые не просто привыкли к автобусам и трамваям, но и попали в полную зависимость от них. Нас, сегодняшних, очень огорчает то, что наши верные друзья и помощники вымирают от старости. И все же: с юбилеем вас, автобус и трамвай!

Анатолий ШУСТОВ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]