[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 197(1622), 11 октября 1997
|
У всех на виду
Гражданский контролер "силовиков"
Самым неожиданным недавним кадровым перемещением наверху стало освобождение с поста секретаря Совета обороны Юрия Батурина и назначение на его место 52-летнего Андрея Кокошина. Неожиданным оно оказалось даже для политиков в окружении Бориса Ельцина.
Юрий Батурин уже давно считался одним из любимчиков президента, профессионалом своего дела и мастером "подковерной борьбы". Да и знаков, предвещающих его "падеж" не было. Наоборот, Батурин все время мелькал на экранах телевизоров, то залезая в боевой танк, тем самым наглядно демонстрируя свое единство с армией и то, что он крепко держит руку на пульсе военной реформы. Причем настолько крепко, что секретарь Совета безопасности даже решил отвлечься от дел земных и слетать в космос в качестве космонавта-исследователя (?!).
Вряд ли это могло послужить причиной его отставки, но факт остается фактом _ почти сразу после обнародования "космических планов" Батурина на многотрудном секретарском посту заменил Андрей Кокошин. Он же президентским указом "по совместительству" был назначен Государственным военным инспектором. Совокупность высших постов позволяет их нынешнему обладателю по праву считать себя главным контролером реформ во всех силовых ведомствах, где носят погоны _ от ФСБ до федеральных органов государственной охраны.
Андрей Афанасьевич Кокошин _ фигура во многих отношениях интересная. В свое время, в начале 70-х годов, его, выпускника сугубо технического МВТУ им. Баумана, взяли в такое специфическое заведение, каким являлся тогда Институт США и Канады. Здесь он стал доктором исторических наук, членом-корреспондентом АН СССР, замом директора института. За почти двадцатилетнюю деятельность в стенах института Кокошин превратился из скромного клерка в одного из ведущих экспертов страны в области проблем национальной безопасности и вопросов стратегических вооружений.
Поэтому в том, что в 1992 году его пригласили на работу в Министерство обороны, в принципе, не было ничего удивительного. Удивительным была должность, которую ему предложили _ первого зама министра обороны. На такую недосягаемую высоту даже для многих "многозвездных генералов" впервые был назначен человек сугубо гражданский. Надо сказать, что особого восторга в "армейском военном округе" это назначение не вызвало. Тем не менее в данной должности Кокошин "оттрубил"
пять лет, прекрасно соседствуя и с Грачевым, и с Родионовым, и с Сергеевым. За это время он стал своим в администрации президента, правительства и в сфере капитанов ВПК. Правда, надо сказать, что планы совершенствования Вооруженных сил, за что собственно и отвечал первый зам, ни Грачевым, ни Родионовым востребованы не были и только Игорь Сергеев положил их в основу той концепции военной реформы, которую он представил вскоре после своего назначения президенту.
Некоторые аналитики высказали предположение, что замену Юрия Батурина Андреем Кокошиным следует рассматривать как победу "партии Черномырдина" над "партией Чубайса". Но пока что это не более чем версия.
Конечно, спокойный, уравновешенный в словах и поступках, прагматичный новый секретарь Совета обороны более близок по духу премьеру, но этого мало, чтобы зачислять его в "партию Черномырдина". Скорее всего он более удобен и эффективен в данной должности для самого президента в нынешней политической ситуации. С одной стороны, он умеет ладить с генералами, не вызывая у них чувства озлобления, как это было с его предшественником. С другой _ Кокошин, проработав пять лет в Министерстве обороны, досконально знает проблемы этого ведомства изнутри. Ну и наконец, он прекрасно подходит для реализации давней президентской идеи о гражданском контроле над всеми силовыми структурами страны. Похоже, кстати, что в этом ему вряд ли составит конкуренцию рыбкинский Совет безопасности, который надолго увяз в разборках с Чечней.
Новые обширные полномочия Андрея Кокошина вполне "тянут" на вицепремьерские, а с учетом того, что он подчиняется напрямую Борису Ельцину, возможно, их и превосходят.
Не будем гадать, удастся или нет "гражданскому контролеру" сдвинуть с места тяжелый воз военных проблем, но заметим, что цена неудачи в их решении может оказаться для страны очень велика.
Александр БОРИСОВ