[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 195(1620), 9 октября 1997
SPb Ved gerb

На рекламных роликах далеко не уедешь
Вглядитесь внимательно в картинку. Да, да, вы не ошиблись, это Федор Иванович Шаляпин рекламирует вино Хина-Ларош. И компания вокруг него подходящая: Анастасия Вяльцева, Гито-Руффо, другие знаменитости тех времен. Картинка взята из журнала "Нива" за 1907 год.

Как видим, и тогда артисты (причем звезды первой величины) не стеснялись "торговать лицом", соблазняясь на рекламные предложения. Но обратите внимание, как элегантно все сделано. Да и вино было, видимо, действительно недурное, уж кто-кто, а Федор Иванович в выпивке разбирался и вряд ли он при своих гонорарах согласился бы какую-нибудь дрянь рекламировать.

А если бы Шаляпин дожил до века телевидения и до времен нашего рекламного беспредела? Ну на коммерческую рекламу его вряд ли бы склонили, трудно представить себе Шаляпина, рекламирующего кофе "Чибо"

или какие-нибудь памперсы. А вот на политическую рекламу народный артист мог бы клюнуть. Представляете, как Шаляпин, в костюме и гриме Бориса Годунова убеждает телезрителей с экрана "Голосуй или проиграешь!". Мороз по коже, и "мальчики кровавые в глазах".

Тем не менее многие наши эстрадные звезды с удовольствием приняли участие в избирательной кампании. Допустим, что большинство делало это в соответствии со своими политическими убеждениями, исходя из собственной гражданской позиции. Но почему все они молчат сейчас, когда нестихающая волна забастовок и акций протеста свидетельствует _ почти все предвыборные обещания остаются невыполненными? Ведь агитируя за того или иного кандидата, деятели культуры принимают на себя и часть ответственности (моральной во всяком случае) за их предвыборные обязательства.

Но Бог с ней, с политикой, судьбоносные выборы у нас всего раз в четыре года бывают, а кушать хочется каждый день. И не поднимется рука упрекнуть кого-то из молодых актеров (у кого кроме нищенской зарплаты в театре нет других источников существования _ в кино и на телевидении сейчас и звезд-то не очень жалуют _ согласившихся подзаработать на съемках в рекламных роликах. Тем более, что и эта работа может быть вполне творческой.

Давно уже перестали крутить по всем каналам рекламный ролик банка "Империал" из цикла "Всемирная история". А между тем актера Семена Фурмана до сих пор частенько идентифицируют с той несчастной жертвой императора Нерона (помните: "Случилось стра-а-а-шное...") Обидно, конечно, что замечательного актера узнают на улице и приветствуют не за его роли в театре или в кино, а как телепропагандиста лучшего средства для снятия похмельного синдрома. Но с другой стороны, именно реклама помогла Фурману продержаться на плаву в ожидании новой роли в театре.

И его работа в спектакле "Сторож" свидетельствует, что рекламные увлечения никакого негативного воздействия на фурмановский талант не оказали.

Но Фурман _ случай особый. А для молодых, неопытных актеров опасности тут таятся немалые. Прежде всего, это соблазн легких денег. Действительно, трудно понять молодому дарованию, зачем каждый день ходить на репетиции, терпеливо дожидаться, когда тебе дадут роль, в которой слов чуть больше, чем "кушать подано", если за один-два съемочных дня в рекламе можно заработать больше, чем в театре за год.

И неудивительно, что далеко не все выпускники театральных вузов стремятся сразу попасть в театр. Многие предпочитают перебиваться случайными (но высокими) заработками, откладывая серьезную профессиональную (но низкооплачиваемую) работу на потом. Но это "потом" может так никогда и не наступить. Ведь настоящее владение профессией дает, конечно же, не институт, а постоянная работа в театре. И дело не только в репетициях и спектаклях. Само пребывание в театре-доме, театре-семье, общение с коллегами, возможность учиться у корифеев значат очень много, если не все.

Другая опасность, подстерегающая молодых на рекламных просторах, _ это антиэстетическая специфика. Являясь по определению самой агрессивной частью массовой культуры, реклама обречена быть воинственной и слащавой до абсурда. Иначе она не выполнит своих задач по воздействию на массовое сознание (точнее, подсознание).

Отсюда такое абсурдное (с точки зрения нормальной режиссуры) по обильности расходование изобразительных средств. Нередко вокруг куска мыла, средства от прыщей или женских прокладок разворачиваются страсти "шекспировского" масштаба. Клипмейкеры, не задумываясь, берут на вооружение как проверенные временем, так и новейшие приемы театрального и киноискусства, но используют их так варварски, что актеру, воспитанному на системе Станиславского, на традициях русского психологического театра, лучше всего сразу забыть о "школе". И существовать перед камерой совсем по другим законам.

Ну хорошо, к примеру, опытнейшим Константину Райкину и Любови Полищук, которым неумеренный восторг от кофе "Чибо" ничего уже в мастерстве не убавит и не прибавит. Или Инне Ульяновой, которая свое восхищение от моющего средства "Комет" несет в массы со всей энергией своего наступательного обаяния, словно так и осталась одной из героинь фильма "Покровские ворота". А вот молодым да неопытным каково? Присмотритесь к выражению глаз молодых энтузиастов жевательной резинки "Риглис сперминт" _ идиотически лихорадочный блеск и полное отсутствие даже намека на мысль.

Если целое поколение ребятишек уже подрастает, пребывая в полной уверенности, что Марс _ это не древнегреческий бог войны, а сорт шоколада, то и поколение актеров (или статистов) тоже постепенно приходит к таким же убеждениям. Клиповое мышление становится знаком времени, проникает в самые разные сферы культуры.

Есть уже целые направления в театре и кино, которые на это мышление ориентируются. Скажем, спектакль театра "Сатирикон" "Трехгрошовая опера" _ яркий пример такого направления. И приглашение на одну из главных ролей шоумена Николая Фоменко показательно, как принципиальная ставка создателей спектакля на определенный, заявленный телевидением, уровень зрительского восприятия.

Тотальное наступление рекламы в условиях рыночной экономики _ вещь неизбежная. Можно сколько угодно возмущаться и сетовать, но приходится с ней мириться, как, скажем, с осенней слякотью или проливным дождем Но это не значит, что что выходить под дождь без зонта, не пытаться избежать простуды профилактическим приемом аспирина или водки с медом (кому что лучше помогает). Вечные ценности культуры (которые реклама так беззастенчиво пытается девальвировать в "процессе эксплуатации") могут помочь если не избавиться полностью, то хотя бы заслониться от информационного мусора. Так что если на экране возникает улыбка Моны Лизы, жующей шоколад или примеряющей колготки, лучше всего выключить телевизор и отправиться в музей.

Владимир ПОЛУШКО


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]