[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 190(1615), 2 октября 1997
|
Профтехшкола Петербурга переживает сегодня свое второе рождение Хотите верьте, хотите нет, но это сенсация. 27 предприятий Петербурга в нынешнем году дали заявки городским профтехучилищам на подготовку специалистов и обязались трудоустроить ребят. Среди заказчиков д Балтийский завод, "Адмиралтейские верфи", Метрополитен, "Русские самоцветы". Группы едва ли не в полном составе приняли Фарфоровый завод (в основном это выпускники "Российского лицея традиционной культуры", что на Дальневосточном, 51) и "Скороход". Потребовались наконецто и стропальщики, каменщики, станочники, строители, чего давно не наблюдалось.
Что за этим? Во-первых, раз нужны кадры _ значит, есть реальная работа, контракты, перспектива. Следовательно, появилась робкая надежда на возрождение отечественного производства, которое сегодня в глубокой коме. Во-вторых, это еще раз доказывает, что ПТУ по-прежнему нужны городу, что на них делают ставку.
В нынешнем году "Союз промышленников и предпринимателей России"
выделил средства и поддержал несколько учебных программ. А сотрудники Университета экономики и финансов создали "Информационную систему профессионального образования, переобучения и занятости населения" _ солидный труд в нескольких томах. Если учесть при этом все новшества, связанные с изменением статуса, становится ясно: профтехшкола Петербурга переживает посуществу второе рождение.
С дипломом _ на биржу Ленинградские ПТУ, еще недавно гремевшие по всей стране, прошли путь от "ремеслух" и "фабзайчат" до современнейших учебных комплексов, где готовят специалистов по электронной аппаратуре, операторов гибких производств. Без преувеличения _ они были настоящей кузницей кадров, десятилетия растили смену для предприятий всего СССР, держали марку.
Правда, шараханья из стороны в сторону хватало. То развитие профтехшколы становилось козырной картой городского руководства, туда отдавалось все лучшее, и вопрос курировал обком партии, то _ наоборот. Сложился устойчивый стереотип, что в ПТУ шли одни неудачники.
Но за все 60 лет существования система, пожалуй, еще не переживала столь острого кризиса. И дело не только в том, что с наступлением эпохи "недоразвитого капитализма" закрылись производства, оказались разрушенными хорошо отлаженные связи и хронически перестало хватать денег. Обвал произошел даже не из-за чехарды с финансированием, хотя училища, пребывающие в федеральном подчинении, Минфин весь "переходный" период держал в черном теле, а в последний год и вовсе снял с "довольствия".
Главное _ оказались потерянными ориентиры.
В таких условиях наименьшего благоприятствования появилась одна задача _ выжить, продержаться любой ценой. И училища в срочном порядке, на ходу стали перестраиваться под рынок. Погнавшись за сиюминутной конъюнктурой принялись в ускоренном темпе выдавать на гора сотни менеджеров и референтов, агентов и бухгалтеров. Смогут ли потом эти новоиспеченные специалисты найти работу, чиновников от образования, повидимому, интересовало мало.
Конечно, сервису, торговле требуется грамотный персонал. И сегодня за дипломниками некоторых лицеев, колледжей директора выстраиваются в очередь. А чтобы поступить, например, в лицей "Банковская школа", нужно выдержать конкурс 8 человек на место. В Балтийском туристском колледже столько учеников, что они занимаются в три смены.
Но система подготовки кадров не может работать только на настоящее и отвечать сиюминутным потребностям. Она обязана работать на будущее. И не одним же туризмом, автосервисом и банковскими служащими жив наш город.
Между тем сегодня средний возраст рабочих кадров на предприятия Петербурга перевалил за 50 лет. Старых, опытных мастеров становится все меньше, а заменить их, получается, некем. А городу, как видим, уже сегодня требуются строители, каменщики, станочники, стропальщики. Кто же придет на эти места?
Увы, сейчас мы пожинаем плоды прежней политики, когда готовились работники в основном для сферы обслуживания, а остальные профессии оказались забыты. И вот статистика: 20 процентов выпускников питерских ПТУ в прошлом году так и не смогли устроиться по профилю и прямиком отправились на биржу, в центры занятости. И это официальные данные, на самом деле "лишних" молодых рабочих гораздо больше.
По России эти цифры еще тревожнее. Как сообщил Госкомтруд, 80 процентов выпускников профтехучилищ в 1996 году не трудоустроились по специальности, большинство пополнили ряды безработных и иждивенцев.
Еще одна реформа Так что же, может, ПТУ _ обуза? Может, сократить их, да и дело с концом? Но такие учебные заведения сегодня очень нужны городу.
Во-первых, сегодня там учатся ребята, оставшиеся без попечения родителей (таких более тысячи), те, кого "отсеяла", расписавшись в собственном бессилии, школа (их около 12 тысяч), дети, имеющие различные проблемы в развитии (более двух тысяч человек). Открыто и пять сиротских центров. Согласитесь, что для детей, чья судьба с самого начала сложилась непросто, такие учебные заведения, где есть общежитие, где пока большинство услуг предоставляется бесплатно, _ настоящее спасение, почти единственный шанс не потеряться в жизни.
Во-вторых, сейчас, когда профессиональные училища стали по закону собственностью Петербурга, их будущее оказалось напрямую связано с развитием города и его экономики.
Напомню, что еще нынешней зимой Виктор Черномырдин подписал постановление правительства России "О передаче в государственную собственность Санкт-Петербурга... учреждений начального профессионального образования". Однако, несмотря на распоряжения высших должностных лиц, более полугода городскими училища считались лишь на бумаге. И только в последних числах августа положение изменилось. Из Москвы наконец-то были получены все необходимые документы и, что самое главное, средства.
Центр расщедрился на 137 млрд рублей _ как раз треть необходимой суммы.
И пока эти деньги путешествовали из Москвы в Петербург, в дороге "потерялось" еще 20 млрд. Такое вот секвестирование.
_ Все же, несмотря на все эти неурядицы, нынешнее положение училищ, принадлежащих городу, а не Федерации, улучшается, _ считает начальник департамента начального профтехобразования Владимир Гаврилов.
_ Учебный год мы начали как и положено, в аудиториях, а не в пикетах, как два года назад. Преподаватели получили заработную плату, есть деньги и на питание ребят.
Однако профтехшкола должна не выживать, а жить и плодотворно работать.
Впрочем, число училищ, возможно, сократится. Хотя бы потому, что городу нужно избавиться от двухсменки в школах, а построить 12 _ 13 новых зданий ему не под силу. Сделать это надо так, чтобы система ПТУ не пострадала и чтобы мы завтра не ломали голову над тем, как на месте закрытых создавать новые. Но дело даже не в зданиях. А в том, чтобы переориентация нашего профтехобразования велась продуманно, по плану, с учетом завтрашнего дня.
А пока профтехшкола готовится к празднику. 2 октября будут чествовать юных мастеров. Спрос на них растет.
Елена ДАНИЛЕВИЧ