[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 190(1615), 2 октября 1997
SPb Ved gerb

"Наша конечная цель _ свет в каждом доме и в каждой квартире", _ так считают руководители АО "Петроэлектросбыт"

Любое нововведение воспринимается поначалу с изрядной долей настороженности. Консерватизм, как утверждают психологи, присущ практически всем, и это нормально.

Что делать, если за многие десятилетия мы привыкли оформлять квитанции на оплату электроэнергии сами. На счетчик посмотрим, затем займемся арифметикой, потом делаем работу над ошибками (а они случались, увы, сплошь и рядом), испортив не один бланк, наконец, заполняем его начисто. И все равно умудрялись что-то перепутать или недописать. Ктото не по праву пользовался льготами, кто-то платил вперед, не предусмотрев, естественно, повышение тарифа. В общем, путаницы и недочетов было много. Еще два года назад почти половина самописных счетов имела те или иные ошибки.

В 1995 году решено было поставить дело на новые рельсы _ "Ленэнерго" создало дочернее предприятие АО "Петроэлектросбыт". Начали внедрять новую систему сбора и учета платежей за потребляемую электроэнергию. И вот уже два года "Петроэлектросбыт" активно привлекает горожан к этой системе, объясняя, доказывая, создавая максимально удобные условия для платежей.

Прорыв к новому стал возможен благодаря созданию современного компьютерного обеспечения. Оно позволяет рассчитать плату за электроэнергию на основании текущего показания счетчика с учетом имеющихся у абонента льгот, действующего тарифа и норматива потребления, учтя компенсации по оплате. Это весьма большое подспорье, ведь нынче приходится учитывать столько разнообразных данных и обстоятельств, что заполнение счета требует уже не арифметических, а прямо-таки алгебраических вычислений. Естественно, что компьютер может сделать это точнее и быстрее.

Новая система обеспечивает правильность и своевременность проводимых расчетов и, что, безусловно, немаловажно, система позволила увеличить собираемость платежей на 15 процентов, что только в месяц сегодня составляет около 2 миллиардов рублей.

Это дало возможность реализовать право на льготу, предоставляемую законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Ветераны труда _ пенсионеры, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, производят оплату электроэнергии (потребляемую с 1 февраля 1997 года) с учетом предоставленных им льгот. До 31 декабря текущего года они должны лишь документально подтвердить свои права на льготу, зарегистрировать ее в пунктах приема платежей.

Первые такие пункты были организованы в 1995 году, и тогда их было всего 30. Сегодня действует уже 65. И можно сказать, что одну из своих задач _ организацию персональной работы с клиентами _ "Петроэлектросбыт" практически осуществил. Все бытовые потребители электроэнергии (а их в Петербурге 1.300.000) зафиксированы в центральной базе данных и в необходимых объемах в базе данных каждого пункта приема платежей. Таким образом, процесс оплаты стал проще _ достаточно назвать кассиру-оператору свою фамилию или свой адрес, или номер своего счетчика.

На сегодня через пункты "Петроэлектросбыта" совершается 40 процентов платежей за электроэнергию, 50 процентов _ через отделения Сбербанка и 10 _ через другие банки. Так что за прошедшие два года "Петроэлектросбыту" удалось найти свою нишу в сфере оплаты услуг. Впрочем, у граждан существует возможность и консервативного пути, то есть самостоятельного заполнения квитанций "Ленэнерго". Для этого их нужно взять на любом из пунктов приема платежей. Это делается опять-таки в интересах плательщиков, ибо общение с сотрудниками "Петроэлектросбыта"

позволяет вовремя исправить ошибки и избежать ненужных трат. При этом "Петроэлектросбыт" имеет возможность контролировать, не утратили ли вы право на льготу, не сменили ли адрес. Да и тарифная политика сегодня нестабильна, и за три месяца что-то может измениться.

Каким образом можно осуществить плату? Тут, как говорится, возможны варианты. Первый вариант: просто прийти на пункт приема платежей "Петроэлектросбыта" и оплатить, указав последние показания вашего счетчика. Второй вариант: оплатить на шесть месяцев вперед (по тарифу на день платежа). В этом случае вы можете исходить из среднего показателя потребления электроэнергии. Или выбрать иную единицу расчета, проконсультировавшись с сотрудниками "Петроэлектросбыта". Спустя шесть месяцев они проведут перерасчет: если вы переплатили _ вам зачтется, если недоплатили _ вам оформят корректирующий счет по тарифу, действующему на данный момент.

Третий вариант: оплата по среднему потреблению. Счет сотрудник "Петроэлектросбыта" принесет вам на дом, рассчитав плату по предыдущим платежам. Четвертый вариант: по фактическому потреблению. В данном случае необходимо ежемесячно контролировать показания счетчика. Сотрудник "Петроэлектросбыта" опять-таки придет к вам домой, снимет показания счетчика, а потом принесет счет. А можно и еще проще: позвонить по телефону 325-17-17 и сообщить показания вашего счетчика, а оформленный счет вам доставят на дом. Пятый вариант: получить счет на пункте приема платежей, заполнить его самостоятельно и оплатить в любом удобном для вас месте. (Заметим, что именно при этом варианте вероятность ошибок велика и достигает 30 процентов.) Согласитесь, что выбрать есть из чего. И каждый потребитель электроэнергии может найти оптимальный для себя вариант.

Новая система позволяет "Петроэлектросбыту" держать "руку на пульсе" и максимально приблизиться к потребителю. Компьютерное обеспечение дает возможность персональной работы с каждым абонентом. Таким образом, уже сегодня выявлена, к примеру, категория злостных неплательщиков. Они составляют 7 процентов от всех потребителей _ это те граждане, которые не оплачивают счета в течение трех лет. Обозначилась и категория "пограничная" _ 20 _ 25 процентов граждан, которые оплачивают счета, скажем так, нерегулярно. С этим контингентом потребителей работают контролеры, посещая их на дому.

Кстати, заявления о том, что сотрудникам "Петроэлектросбыта" не будут, дескать, открывать дверь, опасаясь нежелательных визитеров, практически не подтвердились. Даже при первом посещении 60 процентов граждан совершенно нормально общаются с контролерами "Петроэлектросбыта", впуская их в свои квартиры. И лишь 7 процентов оказываются неприступными. Конечно, кого-то удается застать дома не с первого раза.

Но тем не менее сотрудники посещают буквально каждого потребителя, работая и вечером, и в выходные дни.

Новая система учета и приема платежей позволит осуществить еще одну немаловажную работу _ провести плановую замену электросчетчиков.

Разработан и специальный график. В год должно заменяться до 80 тысяч счетчиков, отслуживших свой срок. Пока же многие из них работают, превышая все нормативы. Кстати, если ваш счетчик вышел из строя, то обратитесь по телефону 325-17-17, и к вам прибудет бригада для срочной, внеплановой замены прибора.

Стоит напомнить, что на пунктах приема платежей помимо оплаты электроэнергии можно оплатить коммунальные услуги, счета за телефон (абонентная плата, плата за информацию и т. д.), услуги АО "Санкт-Петербургский междугородный международный телефон". Здесь же у вас примут платежи в пользу отделов народного образования и в пользу "Ленгаза". И это, как говорится, не предел _ сферу своих услуг "Петроэлектросбыт" намерен расширять.

Однако работа с бытовыми потребителями энергии, то есть, с жильцами, это только часть деятельности "Петроэлектросбыта". Есть и другая категория плательщиков _ непромышленные потребители электроэнергии, подсоединенные к внутридомовым сетям. Попросту говоря, те организации или частные лица, которые не живут в доме, а работают, потребляя при этом электроэнергию.

Это 6,5 тысячи плательщиков и 18 тысяч точек учета. Причем у одного плательщика может быть несколько точек, и даже в разных районах города. Сейчас работа по учету этой категории потребителей проведена в пяти районах _ Красногвардейском, Адмиралтейском, Выборгском, Красносельском и Калининском. Учтены частные предприниматели, владельцы художественных мастерских и гаражей. В ходе первого этапа работы только в одном районе были выявлены 250 "неопознанных" объектов, т. е. неучтенных потребителей. С 200 уже заключены соответствующие договора.

Стратегия "Петроэлектросбыта" такова _ учесть всю потребляемую по дому энергию: бытовую, непромышленную и техническую (энергия, потребляемая лифтами и идущая на освещение лестниц и фасадов зданий), создать паспорт потребления электроэнергии и установить общедомовой узел учета. При такой системе каждое хищение будет тут же выявлено.

Контроль и учет в этой сфере позволит досконально изучить, кто и как потребляет энергию, не пропустив ни одного нарушителя.

Есть в этой работе еще один немаловажный аспект. Подчас никто не знает, какова расчетная и фактическая мощность по каждому конкретному дому. Мы подключаем электроприборы разной мощности, и каждый из них может стать последней каплей, после которой мы останемся без света. Это особенно заметно осенью и зимой, когда обогревательных приборов включается очень много. Возникает ситуация, когда свет у нас в квартире гаснет чуть ли не каждый вечер.

Объективная и полная информация о технических возможностях внутридомовых сетей могла бы предотвратить подобные неприятные ситуации.

Поэтому, если вы решили установить энергоемкое оборудование или прибор, пригласите сотрудника "Петроэлектросбыта" _ он сможет проконсультировать вас и дать конкретные рекомендации по подключению. Это ни в коей мере не ущемление ваших прав, а забота о том, чтобы в вашей _ и не только в вашей _ квартире всегда горел свет, а дорогостоящее оборудование, приборы, машины не перегорали.

"Петроэлектросбыт" хотел бы, чтобы в наших домах было светло. И мы _ жители, _ безусловно, хотим того же. А потому есть реальная почва для взаимополезного сотрудничества.

Уже более миллиона потребителей заключили с "Петроэлектросбытом"

соответствующие договоры. И в канун своего 2-летнего юбилея "Петроэлектросбыт" решил провести акцию награждения своего первого и миллионного клиента. Награждение намечено на 10 октября, и о нем мы расскажем особо.

В беседе с нашим корреспондентом приняли участие исполнительный директор "Петроэлектросбыта" Сергей Белишкин и заместитель председателя правления Михаил Третьяков.

Ирина АНАТОЛЬЕВА


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]