[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 188(1613), 30 сентября 1997
|
Возвращаясь к напечатанному
Физкультура: третий урок, конечно, впрок. Но этого мало Недавно читатели, и особенно специалисты по физической культуре, с удовлетворением восприняли сообщение ("Санкт-Петербургские ведомости" от 29 августа с. г. "Пойдет ли впрок третий урок?") о введении в школах в дополнение к двум имеющимся третьего урока физкультуры. Председатель комитета по образованию в правительстве Санкт-Петербурга В.
И. Криличевский сообщил также о введении "губернаторских тестов", которые должны прийдти на смену известному комплексу ГТО.
Подразумевается проведение соревнований для оценки физических качеств школьников. По мнению Криличевского, с введением "тестов" уроки физкультуры станут привлекательнее для учащихся, привьют им любовь к движению и играм. Намерения эти можно только приветствовать.
Но если говорить о сути тестов, то отметим: сами по себе "тесты"
ничего принципиально нового в физическое воспитание не вносят. Привлекательность же уроков физкультуры все равно зависит в наибольшей мере от мастерства учителя. Тогда как плохо продуманные, применяемые бессистемно соревнования могут быть и не так уж полезны для здоровья иных учащихся. Это во-первых.
А во-вторых, "губернаторские тесты" не заменят собою, например, комплекс ГТО.
Если мы хотим иметь здоровое поколение (наши школьники, за редким исключением, не способны выполнить нормативы, принятые, допустим, в США для контроля и оценки физподготовки учащейся молодежи), то надо учесть, что в англоязычных странах в учебных заведениях программой предусматривается, к примеру, не менее шести спортивных часов в неделю; между классами и колледжами организуются еженедельные спортивные встречи. И практически все школьники по выходным дням занимаются спортом вместе с родителями (!). Кроме того, учащиеся там могут, как правило, бесплатно заниматься любым видом спорта, вступая в клубы в школе или за ее пределами.
Вот и возникает вопрос: смогут ли уроки физкультуры и "тесты"
удовлетворить потребность ребят в систематической тренировке физических качеств и навыков, в дальнейшем спортивном совершенствовании?
Очень сомнительно. Уроки физкультуры _ не спортивная тренировка, не занятия спортом, а лишь введение в мир физической культуры. Они способствуют улучшению здоровья, обогащению детей полезными навыками, в некоторой степени сплачивают коллектив, но этим и ограничивается их социальная функция.
Таким образом, "губернаторские тесты" как испытания, как экзамен, если за ними не подразумеваются внеучебные занятия спортом или физической подготовкой, вряд ли могут существенно повлиять, скажем, на подготовку допризывной молодежи к службе в армии. И самое главное: без занятий спортом трудно, а то и невозможно полноценное моральное воспитание учащихся.
Вообще, в ходе "перестройки" физическое воспитание и юношеский спорт в значительной степени утратили государственный патронаж. В результате в молодежной среде наблюдается такой провал в физическом, моральном и нравственном воспитании, что речь надо вести о спасении молодого поколения.
Как ответ на этот призыв еще весной нынешнего года в 369-й средней школе состоялась городская конференция по военно-патриотическому воспитанию молодежи. В ее постановление вошло предложение ветеранов войны и спорта о необходимости возрождения системы военно-спортивной подготовки на основе нормативов, подобных комплексу ГТО.
Нужна специальная система обучения и тренировки, поскольку регулярно занимаются спортом немногие ребята. Нужна широкая пропаганда здорового образа жизни, потому что большинство из нас недооценивает роль физической культуры и спорта.
Вот почему нужно обязательно выйти за рамки школьного урока. И в этой связи, наверное, стоит вспомнить о хорошей, но, к сожалению, утерянной традиции отмечать День физкультурника на самом высоком уровне.
Физкультурные парады при Советской власти обрели статус подлинно народных праздников. В книге В. Карпова "Маршал Жуков. Опала" (1994) автор цитирует впечатление американского генерала Д. Эйзенхауэра от физкультурного парада на Красной площади, состоявшегося в 1945 году.
..."Пять часов стояли мы на трибуне Мавзолея, пока продолжалось спортивное представление. Никто из нас никогда не видел даже отдаленно похожего на это зрелище. Спортсмены-исполнители были одеты в яркие костюмы, и тысячи этих людей исполняли движения в едином ритме. Народные танцы, акробатические номера и гимнастические упражнения исполнялись с безупречной точностью и, очевидно, с огромнейшим энтузиазмом"...
Теперь все это во многих СМИ расценивается как показуха, иллюстрация к рассказам о тоталитарном прошлом. Но при этом забывают почемуто добавить, что миллионам юношей и девушек, которые прошли школу военно-спортивной подготовки по комплексу ГТО и были на фронте красноармейцами и младшими командирами, более всего обязано советское государство своей победой в Великой Отечественной войне.
Так что ребятам в школе нужны не только уроки и тесты, но и военно-патриотическое воспитание. Думаю, есть резон дать некоторые сведения и пояснения для того, чтобы предложение о военно-спортивной подготовке не воспринималось читателем как некая "военизация" всей молодежи. Дело в том, что педагогический смысл и воспитательное значение спорта (не профессионального, конечно!) значительно шире задачи укрепления мышц, повышения выносливости именно потому, что это увлекательное занятие, по сути _ игра, совмещает оздоровительную основу и состязательную направленность с коллективной организацией.
Культуризм _ просто говоря, "накачивание" мускулов _ типичный пример значительной утраты социального и педагогического смысла физической культуры. А комплекс ГТО, напомню, включал упражнения из разных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, плавание, лыжи или велокросс, гребля, стрельба и др.) и нормативы для пяти возрастных групп (от 10 до 60 лет). Его девиз и результат _ "Готов к труду и обороне" _ говорят о всестороннем воспитательном значении этой системы.
И оно само по себе было очень высоким.
Вот почему, я думаю, сегодня нам нужна система физического воспитания, конечный результат которой имеет не только "прикладной" характер (готовность к труду, к выполнению воинского долга), но увлекает молодежь стремлением к самосовершенствованию, самовоспитанию, выводит ее на столбовую дорогу здорового образа жизни. И значит нужны соответствующие организационно-педагогические условия, чтобы дети, подростки, учащаяся молодежь могли бы во внеучебное время заниматься спортом, ежегодно сдавать зачет или экзамен по нормативам военно-спортивного комплекса (в зависимости от возратса).
Такой экзамен, т. е. ряд нормативов, выполнение которых происходит в обстановке соревнования, можно, разумеется, именовать и "губернаторскими" (а может быть, и "президентскими!") тестами. Но тогда они будут заметно выше "трехурочной" подготовки, ибо должны будут соответствовать мировым стандартам.
И последнее. Надо снять завесу секретности и сообщить фамилии тех специалистов, которые, как заявлено в упомянутом выше номере газеты "Санкт-Петербургские ведомости", ведут кропотливую работу по созданию "программы действий" для совершенствования системы физического воспитания. Хотя бы потому, что в Петербурге имеется несколько центров педагогической науки, способных выполнить такой социальный заказ.
Так, может быть, комитету по образованию правительства С.-Петербурга целесообразно вместе с комитетом по физической культуре и спорту объявить конкурс на разработку системы (программы) военно-спортивной подготовки молодежи, цель которой _ воспитание и приобщение к здоровому образу жизни, например, под таким девизом: "Солдатом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!"?
Л. Ф. ЕГУПОВ,доцент, кандидат педагогических наук