[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 182(1607), 20 сентября 1997
|
![]() |
Царский дом на колесах
Автор этого материала, Борис Вячеславович Януш, хорошо знаком читателям "Наследия". Мы не раз публиковали его очерки по истории Павловска, о прошлом российских железных дорог.
Но мало кто знает, что Борис Вячеславович _ почетный гражданин Павловска и удостоен этого звания за свои неустанные изыскания в истории города.
А совсем недавно, на днях, Борису Янушу исполнилось семьдесят лет. Мы поздравляем нашего постоянного автора и ждем от него и новых статей, и новых книг.
...В последние годы журналисты, кинематографисты, литераторы и просто увлекающиеся историей стали проявлять интерес к жизни царской семьи. И в частности _ к поездкам ее членов по железным дорогам. Но эта любопытная тема изучена мало, а в литературу если и попадали сведения, то были они весьма отрывочными и не всегда достоверными.
Самые первые поездки по отечественным железным дорогам совершил император Николай I, по разрешению которого они и строились. 3 ноября 1836 года он с семьей проехал от Павловска до района деревни Кузьмино по строящейся Царскосельской железной дороге. Тогда еще не было ни специальных поездов, ни даже специальных вагонов: ехал император в изолированном восьмиместном отделении вагона 1-го класса. В последующие годы он совершил еще ряд поездок, но самым интересным было путешествие его с семьей и приближенными по Петербурго-Московской железной дороге из одной столицы в другую.
В "Книге рекордов Петербурга", изданной в 1995 году, об этой поездке написано следующее: поезд "проследовал 18 августа 1851 года.
Это был царский поезд, в составе которого находились салон-вагоны, опочивальня, свитские вагоны, столовая, кухня. Все вагоны сообщались между собой крытыми переходами". Сходные сведения приводятся и в других изданиях, но точны ли они? Нам удалось обнаружить точные сведения о том, каков был первый царский поезд.
В уникальном Атласе 1851 года с изображением сооружений Петербурго-Московской железной дороги приведен графический рисунок царского поезда, относящийся ко времени открытия дороги.
Состоял этот поезд из четырех вагонов.
Первым шел малый вагон 1-го класса, оборудованный отдельными купе, меблированными столиками, мягкими диванами и креслами. За ним шел обычный вагон 1-го класса. Из него по наружному открытому переходу можно было попасть в императорский вагон, прицепленный следом. По всей вероятности, использовался этот второй вагон для проезда свиты и прислуги. Императорский же отличался своими внушительными размерами: его длина в 1,4 раза превосходила предыдущий. Снаружи над окнами помещались золотые двуглавые орлы. К сожалению, внутренняя планировка его в Атласе не запечатлена. За императорским, наконец, шел небольшой вагонкухня.
Как ясно из описания, специального императорского поезда в те годы не было. В него входили лишь два вагона, предназначенные только для царских поездок, а два остальных имели общее назначение. В других случаях, возможно, составы формировались и с иным числом вагонов, хотя непременно в него входили два специальных.
Между прочим, с изображением в Атласе совпадает и описание, данное А. И. Штукенбергом в своих воспоминаниях. Он встречал царский поезд в Вышнем Волочке: "...Вот подошел наконец к станционной платформе царский поезд, в котором Императорская чета и главные члены фамилии помещались в особом большом вагоне длиною 12 саж. (25,6 м. _ Авт.), голубого цвета... Это был целый уютный и роскошно отделанный перекатный дом. Когда Император Николай Павлович и за ним другие вышли на платформу, толпа народа приветствовала его громким "ура!"... "Подойдя к локомотиву, Царь обратился к народу и сказал: "Вот какую я себе нажил лошадку!". После еще нескольких обращений к встречающим, Николай I и его свита сели в поезд, который отправился в направлении к Москве.
Вел поезд пассажирский паровоз типа 2-2-0 серии В, построенный на Александровском механическом заводе в Петербурге. Его скорость составляла до 60 км/час, но в целях безопасности поезд ходил значительно медленнее. И потому расстояние от С.-Петербурга до Москвы царский поезд прошел за 19 часов.
Борис ЯНУШ,сотрудник Центрального музея железнодорожного транспорта МПС