[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 182(1607), 20 сентября 1997
SPb Ved gerb

Царский дом на колесах
Автор этого материала, Борис Вячеславович Януш, хорошо знаком читателям "Наследия". Мы не раз публиковали его очерки по истории Павловска, о прошлом российских железных дорог.

Но мало кто знает, что Борис Вячеславович _ почетный гражданин Павловска и удостоен этого звания за свои неустанные изыскания в истории города.

А совсем недавно, на днях, Борису Янушу исполнилось семьдесят лет. Мы поздравляем нашего постоянного автора и ждем от него и новых статей, и новых книг.

...В последние годы журналисты, кинематографисты, литераторы и просто увлекающиеся историей стали проявлять интерес к жизни царской семьи. И в частности _ к поездкам ее членов по железным дорогам. Но эта любопытная тема изучена мало, а в литературу если и попадали сведения, то были они весьма отрывочными и не всегда достоверными.

Самые первые поездки по отечественным железным дорогам совершил император Николай I, по разрешению которого они и строились. 3 ноября 1836 года он с семьей проехал от Павловска до района деревни Кузьмино по строящейся Царскосельской железной дороге. Тогда еще не было ни специальных поездов, ни даже специальных вагонов: ехал император в изолированном восьмиместном отделении вагона 1-го класса. В последующие годы он совершил еще ряд поездок, но самым интересным было путешествие его с семьей и приближенными по Петербурго-Московской железной дороге из одной столицы в другую.

В "Книге рекордов Петербурга", изданной в 1995 году, об этой поездке написано следующее: поезд "проследовал 18 августа 1851 года.

Это был царский поезд, в составе которого находились салон-вагоны, опочивальня, свитские вагоны, столовая, кухня. Все вагоны сообщались между собой крытыми переходами". Сходные сведения приводятся и в других изданиях, но точны ли они? Нам удалось обнаружить точные сведения о том, каков был первый царский поезд.

В уникальном Атласе 1851 года с изображением сооружений Петербурго-Московской железной дороги приведен графический рисунок царского поезда, относящийся ко времени открытия дороги.

Состоял этот поезд из четырех вагонов.

Первым шел малый вагон 1-го класса, оборудованный отдельными купе, меблированными столиками, мягкими диванами и креслами. За ним шел обычный вагон 1-го класса. Из него по наружному открытому переходу можно было попасть в императорский вагон, прицепленный следом. По всей вероятности, использовался этот второй вагон для проезда свиты и прислуги. Императорский же отличался своими внушительными размерами: его длина в 1,4 раза превосходила предыдущий. Снаружи над окнами помещались золотые двуглавые орлы. К сожалению, внутренняя планировка его в Атласе не запечатлена. За императорским, наконец, шел небольшой вагонкухня.

Как ясно из описания, специального императорского поезда в те годы не было. В него входили лишь два вагона, предназначенные только для царских поездок, а два остальных имели общее назначение. В других случаях, возможно, составы формировались и с иным числом вагонов, хотя непременно в него входили два специальных.

Между прочим, с изображением в Атласе совпадает и описание, данное А. И. Штукенбергом в своих воспоминаниях. Он встречал царский поезд в Вышнем Волочке: "...Вот подошел наконец к станционной платформе царский поезд, в котором Императорская чета и главные члены фамилии помещались в особом большом вагоне длиною 12 саж. (25,6 м. _ Авт.), голубого цвета... Это был целый уютный и роскошно отделанный перекатный дом. Когда Император Николай Павлович и за ним другие вышли на платформу, толпа народа приветствовала его громким "ура!"... "Подойдя к локомотиву, Царь обратился к народу и сказал: "Вот какую я себе нажил лошадку!". После еще нескольких обращений к встречающим, Николай I и его свита сели в поезд, который отправился в направлении к Москве.

Вел поезд пассажирский паровоз типа 2-2-0 серии В, построенный на Александровском механическом заводе в Петербурге. Его скорость составляла до 60 км/час, но в целях безопасности поезд ходил значительно медленнее. И потому расстояние от С.-Петербурга до Москвы царский поезд прошел за 19 часов.

Борис ЯНУШ,сотрудник Центрального музея железнодорожного транспорта МПС


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]