[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 179(1604), 17 сентября 1997
SPb Ved gerb

Слушателям показали их место...
Петербург _ город музыкальный. И не надо даже вспоминать времена далекие, когда к кассе Филармонии тянулись очереди на концерты Бостонского или Лондонского оркестров, на выступления Герберта фон Караяна или Святослава Рихтера. Петербуржцы подтвердили свою преданность музыке этой зимой, когда Филармония проводила фестиваль музыки Шостаковича, когда здесь выступали Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Татьяна Гринденко, Юрий Башмет, Гидон Кремер. Большой и Малый залы были переполнены.

Слушателей не остановили даже непривычно высокие для Филармонии цены (самые дорогие билеты стоили около 100 тысяч, но продавалось и много относительно дешевых). И аудитория была именно постоянная, филармоническая, _ это всегда легко определить по той удивительной атмосфере понимания, взаимодействия, которая возникает и в зале, и на сцене.

Можно предположить, что люди во многом отказали себе, чтобы побывать на этих уникальных концертах.

Естественно, для Филармонии, которая традиционно относится к своим слушателям с огромным уважением и которая прекрасно понимает, что ее публика, мягко говоря, не самая богатая, вовсе не просто поднимать цены на билеты. Лишаться постоянной аудитории не только постыдно, но и невыгодно _ кто же будет ходить на концерты.

Несколько лет назад цена билета в Филармонию равнялась цене одного батона. И, конечно, такое положение не могло продолжаться долго.

Но, увы, за это время и петербуржцы не разбогатели. В нынешнем сезоне пришлось даже отменить первый абонемент в Малом зале (его цена от 90 до 100 тысяч за 5 концертов) _ самый дорогой абонемент не был распродан.

Обстоятельства выживания учреждений культуры суровы и жестки. Тут несколько проблем. Государство отпускает ничтожно малые средства, да и вкусы наших правителей не совершенны. Они подчас принимают за культуру то, что называется "масскультом".

Достаточно вспомнить горькое сообщение, промелькнувшее по телевидению: знаменитый храм Василия Блаженного отреставрирован лишь частично к 850-летию Москвы. Однако на помпезные игрища деньги нашлись.

Если государство культуру не поддерживает, значит, основная нагрузка ложится на "потребителя" _ на слушателя-зрителя. Но много ли среди любителей искусства богатых?

Вспомним недавнее выступление великой певицы Монсеррат Кабалье в Мариинском театре. Казалось бы, ее концерт _ праздник для города. Но радость наших меломанов несколько померкла, когда они пришли в кассу.

Самые дешевые билеты стоили 1 миллион, самые дорогие _ 1 миллион 430 тысяч. И пространные рассуждения здесь ни к чему: обычные слушатели не в силах пойти на такой концерт. Можно лишь порадоваться за состоятельных людей.

И вот зададимся деликатным вопросом: какие бы благородные цели ни преследовали подобные акции (благотворительные, например, или просветительские), по плечу ли они такому не слишком богатому городу, как Петербург? Разве не стыдно было наблюдать, как толпились люди у входа в театр (где была распродана лишь половина билетов), закрытый от них в буквальном смысле слова железной решеткой. Как расспрашивали счастливцев, попавших на концерт: что пела Кабалье, как звучит голос ее дочери, тоже участвовавшей в концерте?

Так нужны ли Петербургу концерты или спектакли зарубежных трупп, которые еще и еще раз указывают интеллигенции на ее истинное место в сегодняшней в жизни?

Мне возразят: во всем мире выступления знаменитостей очень дороги. Это так. Но врачи, учителя, инженеры во всем мире могут позволить себе посещать концерты "звезд" и даже, прикопив денег, съездить на фестиваль в Эдинбург или Байрейт. Но положение нашей интеллигенции совсем иное. К тому же в России всегда, подчеркиваю, всегда, и в прошлом веке тоже, концерты были доступны для всех социальных слоев. Это была политика просветительства, та благородная традиция, о которой нынче многие говорят даже с некоторым пренебрежением.

"В Вене никого не удивили бы огромные суммы за концерт. В России _ другое. И самое ужасное ставить слушателя в унизительное положение".

Это слова директора Филармонии Антона Гетьмана. Зная, что концерт Кабалье предполагали проводить в Большом зале, я спросила, почему Филармония отказалась от первоначальных планов.

_ Филармония должна направить свои услуги по адресу, _ ответил Антон Александрович. _ То есть не потерять своих постоянных слушателей и приобретать новых. Да и источник нашего выживания _ касса. Публика оплачивает 70% нашего бюджета. Но есть проблема нравственная: мы не можем унижать наших слушателей непомерными, недоступными им ценами на билеты! Нам, конечно, хотелось, чтобы Кабалье выступила у нас, но, подсчитав все расходы, мы поняли: чтобы не разориться, мы должны назначить за билеты цены огромные. Это не реально. Мы не можем залезать в карман публике и тем более показать ей, что она нищая. Это неэтично.

Это непрофессионально.

"Нравственность важнее науки", _ сказал один писатель. Перефразируем эту мысль: уважение к своей публике дороже звезды.

Конечно, мы живем в реальном и жестоком мире. И руководителям учреждений культуры приходится искать пути и тропинки выживания между скупостью государства и бедностью слушателей. Все пути ведут к спонсорам. И благо тем, кто найдет мецената чуткого и просвещенного.

Уже давно Филармония сотрудничает с представительством авиакомпании "Скандинавские авиалинии в Петербурге" _ SAS. Теперь SAS стал официальным спонсором. Будем надеяться, что и слушателям станет полегче.

Надо сказать, что Филармония, видимо, обладает притягательной магнетической силой. Вот какое замечательное сообщение получили мы недавно.

"Год назад петербургская фирма "ТОП ХАУС БЕТОН" обустроила парадный вход в Большой зал Петербургской филармонии, выложив тротуар светло-серыми плитами, имитирующими гранит. Этот подарок был приурочен к закрытию 75-го юбилейного сезона Филармонии им. Д. Д. Шостаковича. К сожалению, уже через полгода красивые гранитные плиты прорезала извилистая тропинка, возникшая в результате городских ремонтных работ.

Фирма "Топ Хаус Бетон" из любви к искусству решила возвратить тротуару первоначальный благородный вид, назначив ремонтные работы с 6 сентября, чтобы успеть закончить их к открытию нового сезона. Причем на этот раз фирма пошла еще дальше: тротуар будет искусственно подогреваться, не давая влаге и льду скапливаться на нем. По словам руководителя фирмы: "Это не широкий жест, это _ необходимость. Если не сделаем мы, то кто?".

Добавить к этому нечего. Остается искать или воспитывать спонсоров. И не забывать о публике _ бедной, но гордой.

Елена ХОЛШЕВНИКОВА


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]