[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 179(1604), 17 сентября 1997
SPb Ved gerb

Ложка дегтя в море асфальта
Лето 1997-го года стало первым со времен Олимпиады-80, когда благоустройство города и ремонт дорог проявились не только цифрами в отчетах _ сколько денег истрачено, но стали зримо видны горожанам. Именно новый асфальт, а не драконовские штрафы, снизили на дорогах аварийность. О прочем благоустройстве _ мощении площадей, устройстве пешеходных зон _ сказано уже столько восторженных слов, что повторяться не стоит. Потому сегодняшняя беседа с председателем комитета по благоустройству и дорожному хозяйству правительства города Александром Евстрахиным _ не об успехах, о проблемах, которые предстоит преодолеть городу на пути к обретению "европейского облика".

_ Александр Александрович, размах работ нынешним летом впечатляет лишь на фоне застоя прошлых лет. Сколько нужно так работать, чтобы получить дороги европейского уровня?

_ Если благоустройством будут заниматься только муниципальные власти _ то лет десять, если активней привлечь к этому предприятия города _ то быстрее. Действительно, в этом году мы рекордов не ставили, сделали лишь норматив ремонта. Но, хочу обратить внимание, с принципиально иным качеством. После нынешнего ремонта дороги будут стоять не год-два, как прежде, а минимум пять лет.

_ Но только при условии, что асфальт не раздробят "Водоканал", ЛенТЭК, "Ленгаз".

_ Не думаю, что мы это им позволим. Недавно уже был случай: дорожники уложили асфальт на Выборгской набережной _ с отличным качеством, а через две недели приходит посланец "Водоканала", просит разрешения сделать раскоп. Я не разрешил портить дорогу. Он удивился: мы же за все заплатим, заново заасфальтируем...

_ Заплатят, конечно, _ нашими деньгами. Включат свои затраты в тарифы, да еще нормативы расхода воды установят такие, будто каждый из нас сутками под душем стоит. Все годы так и было: мы платим местные налоги _ за счет них ведется ремонт дорог, и платим "Водоканалу" чтобы он за наши деньги дороги портил.

_ В этот раз мы им отказали. Пусть делают с газона подземный проход к своему колодцу.

_ Но, насколько известно, из-за подобных же проблем срываются сроки ремонта Литейного проспекта?

_ По Литейному оказались недостоверными чертежи коммуникаций. Трубы "нарисованы" в одном месте, а проходят по-другому. Приходится каждый раз останавливать работу, искать, что где лежит. Да, сроки ввода Литейного проспекта отодвинулись. Но лишняя неделя погоды не сделает, главное сейчас _ качество. Это первый опыт комплексного ремонта: и дорожное полотно, и коммуникации заменяются одновременно, так что копать проспект каждый год не придется.

_ А кто-нибудь ответит за брак в чертежах? Халтуры коммунальщиков, которые не знают, где у них что проложено, дорого нам обходятся.

_ К сожалению, коммунальные службы проходят по другому ведомству, воздействовать на них мы не можем.

_ Ситуация с ними _ не единственный пример того, как проделанная работа по благоустройству города сводится на нет. Взять ситуацию на нечетном берегу Фонтанки, где как бы идет ремонт набережной. Отгородили ремонтники несколько лет назад половину проезжей части, обозначили себе фронт работ _ и затихли. Им и дела нет, что здесь постоянные заторы. В одном месте мы сотни миллионов вкладываем, чтобы дорогу на метр расширить, а в другом по прихоти одной организации сужаем ее наполовину.

_ Есть строительные нормы, которые требуют определенного пространства для работы техники. Возможно, ситуацию на том участке набережной мы действительно выпустили из-под контроля _ все внимание сейчас отдано завершению Лештукова моста и реконструкции набережной около БДТ.

_ Давайте тогда расширим вопрос: почему масса строительных организаций считают себя вправе безвозмездно пользоваться проезжей частью дорог общего пользования в собственных целях? На углу Фонтанки и улицы Ломоносова уже лет пять идет капитальный ремонт дома. Строители отхватили половину дороги, из-за чего от Фонтанки до Загородного введено одностороннее движение. Если они еще десять лет будут с ремонтом возиться _ мы так и будем пользоваться одной полосой? За припаркованную на 15 минут машину с меня берут 8 тысяч. Но отгораживать улицу забором можно бесплатно.

_ Здесь определенный правовой пробел. Дом для проведения ремонта строителям отдают на основании соответствующих договоров, но использование прилегающей территории специально не оговаривается. И на этом основании строители выносят заборы на проезжую часть, исходя из своих собственных нормативов _ сколько места им полагается для работы кранов с учетом требований безопасности. В договорах трех _ пятилетней давности сроки ремонта зачастую не указывались. Вот и стоят заборы годами.

Без соответствующих нормативных актов, которые предусматривали бы, к примеру, плату за использование проезжей части, здесь трудно что-то изменить.

_ Дело, наверное, еще и в культуре строителей. Новое здание областного Сбербанка на Староневском проспекте возведено с минимальным ущербом для движения, хотя строили его с нуля.

_ У кого не хватает культуры, будем прививать ее рублем.

_ Да, рубли _ большая сила... На стыке улиц Думской и Ломоносова обосновался некий ресторан-клуб. Рядом _ платная парковка, но клуб почему-то отгораживает заборчиком часть улицы и вешает табличку _ стоянка автомашин членов клуба. А потом, видимо, найдя общий язык с ГАИ, даже официальный знак стоянки повесили с табличкой, что только для членов клуба. Не верится, что это клуб для малоимущих, которым платная парковка не по карману. Может вы, как хозяин дорог, заступитесь за горожан, которым здесь не пройти, не проехать?

_ Возьму этот адрес на заметку, нужно разобраться.

_ Понимаю, что вам, может, и недосуг заниматься такими мелочами, но ведь "ложка дегтя", какая-то досадная мелочь портит общую картину.

Но вернемся к крупным вопросам: сколько денег будет за год истрачено на благоустройство и ремонт и насколько рационально они расходуются?

_ Без затрат на текущие работы _ уборку улиц, вывоз мусора _ наш "ремонтный" бюджет _ 700 миллиардов. В том, что мы никому не даем муниципальные заказы просто так, может убедиться любой. Все муниципальные заказы стоимостью свыше 1 млрд рублей подрядчикам отдаем только через тендерные торги _ конкуренция заставляет строителей снижать цены и головой отвечать за качество. Придумали интересную новинку: фирме, которая выиграла тендер на ремонт какой-нибудь улицы, поручаем следить за состоянием этой улицы в течение пяти лет. Если качество будет удовлетворительным, право провести восстановительный ремонт городские власти отдадут этой фирме уже без конкурса. Так что строителям прямой расчет делать работу на совесть.

_ Тем не менее говорят, что не все заказы распределяются на конкурсной основе. Горожане оценили новую технологию строительства пешеходных зон _ мощение искусственным камнем. Это намного красивее асфальта и удобней для ходьбы, чем брусчатка из натурального камня. Но почему практически весь мостильный камень закупается на Экспериментальном заводе? Другой завод _ "Троя" _ предлагает точно такой же камень на 15 процентов дешевле. Но у него продукцию берут только "частники", к муниципальному заказу не допущен.

_ С Экспериментальным заводом действительно особая ситуация. При прошлой администрации город дал ему 13-миллиардную ссуду на приобретение линии по производству мостильного камня. Теперь, чтобы завод мог рассчитаться, закупаем продукцию преимущественно у него, точнее _ часть закупаем, часть берем за долги.

_ То есть этому заводу не только помогли деньгами из бюджета, но и обеспечили ему сбыт продукции по "нерыночной" цене?

_ Это была инициатива прошлой администрации, мы имеем дело со свершившимся фактом.

_ Последний вопрос _ для города, пожалуй, один из важнейших: как дела с подготовкой к строительству Петербургской кольцевой автомобильной дороги? Летом было создано акционерное общество "КАД". Приступило ли оно к практической работе?

_ С технической частью будущей дороги дела обстоят неплохо: есть проектная документация, не будет проблем с подрядчиками. Но нужно решить финансовые и законодательные вопросы. Если делать кольцевую дорогу платной _ а без этого вряд ли удастся привлечь инвесторов _ то по закону мы должны предоставить автомобилистам альтернативный бесплатный вариант, а он один _ разрешить транзитным грузовикам свободный проезд по городу. Но тогда мы ничего не выиграем _ большая часть транспорта так и будет идти напрямую, по городским набережным. Как эти противоречия будут решены _ говорить пока рано, но с подобными проблемами сталкивались все крупные европейские города, и ничего страшного _ всегда удавалось найти приемлемые варианты. Петербург тоже не останется без кольцевой дороги.

_ Спасибо, Александр Александрович, за беседу. Надеюсь, вы не в претензии, что мои вопросы касались в основном проблем. Мы все постепенно осознаем себя не просто горожанами, а налогоплательщиками, привыкаем к своим правам.

_ А мы в свою очередь отвечаем за то, чтобы деньги налогоплательщиков, предусмотренные бюджетом на благоустройство города, расходовались по-хозяйски, так, чтобы каждый потраченный рубль делал наш город чуточку лучше.

Беседу вел Владимир НОВИКОВ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]