[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 178(1603), 16 сентября 1997
|
Не счесть алмазов...
Наше хореографическое наследие богаче, чем мы думаем Два события заставили меня взяться за перо. Первое _ триумфальный успех петербургского балета в Лондоне. Второе _ наш блистательный маэстро Валерий Гергиев вернул свои симпатии искусству хореографии, выпустив "Весну священную" Стравинского и продирижировав прокофьевским "Ромео и Джульетта".
Больше полувека провел я в партере Мариинского театра на балетных спектаклях. Более полувека просидел я на балетных репетициях в репетиционных залах. Я видел, как сочиняли балеты Захаров и Чабукиани, Вайнонен и Якобсон, Григорович и Бельский. Я видел танец Улановой, Вячесловой, Дудинской, Шелест, Чабукиани, Сергеева, Зубковского. Мои товарищи _ Зубковская, Осипенко, Брегвадзе, Бельский, Колпакова, Макаров.
Наконец, при создании (как либреттист и режиссер) театральных и телевизионных балетов я работал с Шостаковичем, Шварцем, Богословским, Гаврилиным, с балетмейстерами Фенстером, Боярским, Брянцевым, Васильевым. Все это, я думаю, дает мне право выступить с этой статьей.
Я крайне обеспокоен состоянием нынешней отечественной хореографии. Не буду писать о величии русского балета, его мировом приоритете, об этом устали уже и писать, и читать. Тем более _ утверждаю категорически _ все это в прошлом. А в настоящем _ бесконечные редакции "Лебединого озера" и "Жизели" (у нас в городе их четыре!), "Дон-Кихота" и "Щелкунчика" (у нас в городе их три!). Обычные мотивировки: "таковы иностранные заказы" и "нет в стране хореографов" _ не звучат для меня убедительно.
Хореографы есть. Но об этом я скажу ниже.
Надо не забывать, что Уланова стала Улановой, станцевав Джульетту и Марию в "Бахчисарайском фонтане". Дудинская _ Дудинской _ после Лауренсии и Сарии в "Тропою грома". Шелест, Зубковская, Макаров _ в новых балетах великого Якобсона. Колпакова, Осипенко, Грибов _ в дебютных сочинениях Григоровича и Бельского. В Москве новые балеты Григоровича явили миру Екатерину Максимову и Владимира Васильева. А апогея славы Максимова достигла в телебалетах Дмитрия Брянцева.
А вот нынешнее пополнение Мариинского театра _ Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева, Фарух Рузиматов и совсем юные Захарова, Кузнецов, Зубковский _ еще не участвовали в создании ни одного нового балета.
Задумаемся об этом, пока не поздно.
Перехожу к предложениям. В России не идет "Петрушка" _ великая русская партитура, сочинение Дягилева и Бенуа, знаменитое хореографией Фокина. Может быть, имеет смысл пригласить Дмитрия Брянцева и поставить и "Петрушку", и "Пульчинеллу", благо есть исполнитель.
Безусловно, необходимо возобновить "Шурале" Леонида Якобсона.
Ведь еще работают первые исполнители: Зубковская, Макаров, Бельский, значит, можно в точности сохранить прекрасную хореографию мастера, а в успехе балета и у нас и за рубежом я уверен.
Сохранились декорации и костюмы Вирсаладзе к "Лауренсии" Чабукиани. Разве нет смысла восстановить этот прекрасный спектакль с Лопаткиной-Лауренсией, Вишневой-Паскуалой, Рузиматовым-Фрондосо?
Выдающаяся петербургская балерина, гордость наша _ Алтынай Ассылмуратова _ танцует за рубежом ежегодно по три-четыре премьеры. Знамениты в Англии балеты с ее участием "Манон Леско" и (как нам должно быть стыдно!) "Месяц в деревне" по Тургеневу. Может быть, имеет смысл перенести на сцену Мариинки эти сюжетные балеты, созданные на высокой литературной основе (это ведь было всегда привилегией именно нашего балета), а не повторять без конца сочинения Баланчина, хотя он и воспитанник петербургского училища.
Партитуру Делиба "Сильвия" задумал интересно воплотить на сцене Георгий Алексидзе _ выпусник балетмейстерского отделения нашей консерватории.
У Эдварда Смирнова есть замысел балета на музыку нашего выдающегося композитора-земляка Валерия Гаврилина, а у Исаака Шварца _ музыка балета "Накануне" по Тургеневу.
Наконец, в преддверии пушкинского юбилея нельзя не вспомнить "Медный всадник" на музыку Глиэра, балет, ждущий своего нового хореографического решения.
И, наконец, последнее, может быть, самое важное. Много балетов запечатлено на пленку. Все балеты Чайковского, несколько раз _ глазуновская "Раймонда", "Ромео" с Улановой, "Отелло" с Чабукиани. И все же _ наше хореографическое наследие гораздо богаче и его надо сохранить.
Думаю, что наверняка можно получить заказ на многосерийный телевизионный фильм "Сокровища русской хореографии". Я вижу в этом цикле такие шедевры, как "Фрески" и "Гений вод", "Тени" из "Баядерки" и вариацию Аспичии _ Мариуса Петипа; танцы из "Руслана", "Половецкие пляски"
и" Шахерезаду" с Асылмуратовой и Рузиматовым _ Михаила Фокина; "Снежинки" и "Баски" _ Василия Вайнонена; "Хоруми" из "Сердца гор" и Большое классическое па из "Лауренсии" Вахтанга Чабукиани; "Двенадцать" Бориса Тищенко и "Клоп" на музыку Шостаковича _ Леонида Якобсона; "Запорожская сечь" Соловьева-Седого в постановке Фенстера; "Седьмая симфония"
Шостаковича в постановке Бельского.
Сделать это можно только в Петербурге! Сделать это необходимо, пока не поздно! Все балетные труппы, все хореографические училища мира приобретут эти кассеты, и благодарные потомки никогда не забудут этой работы, которую, я думаю, мог бы организовать и возглавить руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев, имеющий неоспоримый международный авторитет. Уверен, что и Уланова, и Дудинская, и Зубковская, и Татьяна Легат, и Игорь Бельский, и Аскольд Макаров окажут в этом деле свою помощь. Пусть мир узнает наши сокровища!
Александр БЕЛИНСКИЙ,заслуженный деятель искусств, лауреат гос. премии России, академик российского телевидения