[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 114(1539), 18 июня 1997
SPb Ved gerb

Владимир КОРЕНЕВ: "Как только тебя выберут в профком _ скрипку клади на шкаф"

Внешне он почти не изменился, так же красив, строен, пластичен, как в те далекие времена 35 лет назад, когда ворвался в нашу жизнь Ихтиандром. Героем фильма "Человек-амфибия". Владимир Борисович Коренев необычайно интересный собеседник, очень веселый и остроумный и еще (что, увы, не часто встречается среди актерской братии) он человек очень образованный, он много знает и много читает... За 30 лет работы переиграл множество ролей в том числе Фердинанда в "Коварстве и любви", князя Сережу в "Подростке", Великатова в "Талантах и поклонниках", Осипа в "Ревизоре"... Он всю жизнь работает в одном театре имени Станиславского, его жена Алла Константиновна, их дочь Ирина _ тоже актрисы, а вот кем будет двухлетний внук Егорушка, пока неизвестно.

Коренев человек довольно консервативный, постоянный в своих привязанностях, взглядах, жизненных принципах и не меняет их в угоду конъюнктуре... Этот человек пережил бешеную, немыслимую популярность, которая могла погубить любого. Но Коренев устоял, он не пошел по пути самотиражирования и практически больше не играл романтических ролей, а сознательно стал играть роли характерные, о чем никогда не пожалел. И все-таки его звездный час не забывается.

_ Вы не представляете, какая это была чудовищная популярность: меня возили везде _ от какого-нибудь колхоза до приемной Хрущева. Я получал тонны писем, я их складывал в огромный ящик из-под холодильника, а потом сдавал детям на макулатуру. Почему? Я вам приведу один пример, и вы поймете. Однажды я увидел необычный конверт, склеенный от руки, разрисованный цветочками, я его раскрыл и прочел: "Товарищ Коренев, я знаю, что вы писем не читаете и тем более не отвечаете на них, но мое письмо вы прочтете, их будет ровно 10 _ я сфотографировалась голая, разрезала фотографию на 10 частей и вразбивку буду вам их посылать!" И вот вся семья с интересом ждала, когда соберется портрет этой наяды.

Ей я написал: "Никому не отвечаю, но тебе за изобретательность посылаю свою фотографию с автографом, извини, что не голый".

Вот примерно таков был уровень большинства писем, тут можно было с ума сойти.

Что такое популярность? Есть слава, слава преследует гениев: Пушкин, Моцарт, Бетховен... У обычного актера, у политика, спортсмена в лучшем случае может быть популярность, и он должен быть счастлив, если общество как-то заметило его и отличило. Мне моя популярность дала одну возможность _ проскочить период нищеты, который бывает у каждого актера, и я ей за это благодарен. Вообще, во мне нет честолюбия или оно такое большое, что всякая грязь к нему не липнет. Важно состояться как личность, вырастить свою личность до размера общественного интереса. Когда ты станешь личностью, ты на сцене станешь интересен, это безусловный закон всякого творчества.

_ Можно ли сейчас говорить о кризисе театра?

_ Кризис _ это дело частное, не может быть кризис театра или всего искусства, это личное дело художника. Вот у него нет желания работать, депрессия _ это и есть его кризис. Что касается искусства, то здесь кризис начинается тогда, когда оно перестанет выполнять свою главную функцию: возвышать душу человека, нести духовность, нравственность, тогда оно становится ненужным. Сейчас как раз это и происходит. Станиславский говорил: "На снижение общественной нравственности надо отвечать повышением нравственности искусства". Единственно, что мы можем сейчас сделать, это не опускаться самим, не снижать наши собственные критерии, наши требования к себе, к своему делу.

_ А разве искусство не отражает жизнь?

_ Да что вы, ничего подобного, искусство живет по своим собственным законам, ничего общего не имеющим с жизнью! Да, я идеалист, более того, я агностик, я считаю, что мир непознаваем. Если бы он был познаваем, то тогда незачем было бы жить, если бы не было вокруг этой загадки, очарования неизвестности, тогда было бы неинтересно.

Но при этом всякое большое искусство должно быть общедоступно, например, Пушкин или Гоголь в отличие от Верлена или Брюсова, именно общедоступны. Большое искусство обращается к понятным, вечным истинам: почему Шекспир велик, потому что в основе его пьес лежат библейские притчи, понятные и вечные. Вот эти-то простые, вечные ценности и есть самое главное в жизни: честность всегда честность, порядочность всегда порядочность. Семья, дети, дом, друзья _ это самое главное в жизни. Я никогда не считал, что моя профессия стоит жизни _ жизнь богаче, чем любая профессия, я могу быть счастлив вне зависимости от того, хорошо идут дела на работе или нет. Жизнь выше искусства.

_ А как же "искусство требует жертв"?..

_ Это неверно. Искусство не должно требовать жертв, жертв требует только примитивное ремесло, когда человек понимает, что занимается не тем, и все равно занимается.

_ Ну в вашей среде всегда интриги, все друг друга едят...

_ Нет, это неправда, когда есть творчество, такого нет. Интрига случается только там, где нет настоящего искусства. Это первый признак: раз начались какие-то склоки _ значит что-то плохо с искусством. Есть, конечно, сложности, есть в театре обиженные, но закон этот точный: здоровый дух в театре есть тогда, когда есть творчество. Я это знаю по своему театру.

Вообще я консерватор по характеру, я не люблю ничего менять, для меня поменять квартиру _ это событие, а не то что театр, я привыкаю к людям, к стенам, они становятся родными. За деньгами я никогда не гонялся, мне хватает того, что у меня есть. Делать из накопления цель жизни мне представляется уродливым, этим может заниматься только больной человек. Я не вижу в этом никакой поэзии. Жизнь самоценна. Вот спрашивают: какова цель жизни? Да никакова, просто жить. Бог дал тебе жизнь, и живи, радуйся по мере возможности и учись проживать полностью каждый день.

Мы о многом говорили с Владимиром Кореневым, при всем своем жизнелюбии, оптимизме он с болью переживает бедственное состояние современной культуры. Вот отрывок из его статьи, посвященной нашему великому артисту Н. К. Симонову: "Симонов _ истинно русский талант, его личность сформировалась на русской культурной традиции, неразрывно связанной с православием. Я пишу об этом так подробно, потому что с ужасом наблюдаю, как навозная жижа дешевой западной попкультуры заливает экраны наших кинотеатров, телевизоров, прилавки книжных магазинов. Ужасает сознание того, что из всех нашествий на Россию это самое страшное. Монголы с кривыми саблями на своих низкорослых лошадках и тевтонские рыцари в тяжелых стальных латах были разбиты только потому, что в самое лихолетье удавалось сохранить религию и культуру. Только религия и культура цементируюет нацию, больно и обидно, что отдается на поток разграбления единственная область, в которой Россия всегда занимала самые передовые позиции в мире, _ наша отечественная культура.

Чаплин сказал: "Я уважаю китайцев _ они первые изобрели компас, но воздержались открывать Америку". Я тоже уважаю китайцев, но еще больше японцев, которые будучи лидерами мирового технического прогресса не отдали ничего из достижений своей культуры. Гордость отечественной истории мудростью и талантом своих выдающихся соотечественников всегда была основой здорового патриотизма".

_ Это не просто слова, _ говорит В. Б. Коренев, _ это выстраданная позиция, меня действительно очень беспокоит то, что происходит в нашей культуре. Мне досадно, что наши деятели культуры так стремятся приблизиться к власти. Они не понимают, что как только становятся публичными людьми, политиками _ кончается искусство. Мне мой учитель в институте говорил: "Володя, как только тебя выберут в профком _ скрипку клади на шкаф, это конец!" Это только кажется, что можно совмещать эти две вещи. Ничего подобного, власть высушивает душу. Как доктор Фауст продает душу Мефистофелю, так и они. А Мефистофель бродит среди нас, он следит за нами, кого можно купить, а с кем лучше не связываться.

Беседу вела Татьяна МИХАЙЛОВА


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]