[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 107(1532), 5 июня 1997
|
А как там, в столице?
Помните анекдот застойных времен? Приезжает грузин в Москву, садится в такси и говорит: "Отвези в магазин "Принцип". "Нет такого магазина", _ возражает таксист. "Как нет, дорогой?! Все, кто у вас был, говорят _ в Москве все, в принципе, есть. Я в этот "Принцип" и хочу".
Сейчас все есть, в принципе, не только в Москве, но и в Брянске, Петрозаводске, Казани. Однако про Москву по-прежнему говорят: мол, жирует, живет за счет всей России.
Московский рубль Пару лет назад губернатор Россель предложил печатать на Урале свои деньги _ уральские франки. А вот смотрите, что было бы, если то же самое сделала бы Москва.
В России 89 регионов. 79 из них _ это те, в которых местные налоги не могут покрыть всех расходов. Только 10 регионов пополняют бюджет Российской Федерации, а значит, и бюджеты регионов-получателей.
Именно они дают 60 процентов федерального бюджета. Среди этих десяти Москва _ самый крупный регион-донор. В прошлом году она обеспечила 30 процентов консолидированного бюджета Российской Федерации. Это значит, что почти каждый третий рубль в России _ московский.
Эх, дороги Коллега-журналист из Волгограда присвистнул, узнав, что в Москве дорожный налог 2,5 процента с суммы выручки, в его родном городе _ всего один. "Впрочем, у вас ведь и строят", _ заметил он. Действительно, строят _ кладут асфальт и в маленьких переулках, и на трассах.
Среди наиболее крупных дорожных проектов _ реконструкция Московской кольцевой автодороги. До начала работ эта неосвещенная, с плохими развязками дорога была самой опасной в Москве. Водители называли ее "дорога смерти": каждые два дня она уносила три жизни. Сейчас это вполне европейская трасса (журналист из Португалии, проехав по МКАД, сказал: "в Португалии нет ни одного автобана такого уровня, а Португалия _ член ЕС".
Кто работает на реконструкции московских дорог? Если еще недавно _ лет шесть назад _ трассу строили австрийцы, то реконструкция МКАД, других трасс ведется московскими строителями, а также их коллегами из Рязани, Воронежа и других областных центров (это не только создание новых рабочих мест, но распространение опыта).
На строительство в таких масштабах нужны деньги. Однако когда Москва, воспользовавшись своим законным правом, образовала собственный дорожный фонд и перестала перечислять налоги в фонд федеральный, это вызвало гнев российских законодателей. Они приняли документ, практически полностью лишающий столицу средств на строительство и реконструкцию дорог. Президент наложил вето на это решение парламентариев. При этом он попросил Лужкова помочь регионам в дорожном строительстве.
Московский мэр очень резко реагирует, когда на него давят (он отстоял в конфликте с Чубайсом особую "московскую приватизационную программу", вступился за силовиков _ членов Московского правительства, уволенных Ельциным после убийства Листьева), но никогда не отказывается, когда просят.
Кстати, в Волгограде дорожный налог теперь 2 процента (в "Новой газете" об этом прочла), вероятно, колдобин на волгоградских улицах стало меньше.
Бедные, богатые Богаче ли средний москвич, чем средний россиянин? Да. Чтобы получить среднего, обычно складывают очень богатых и очень бедных. Бедных везде хватает, а вот богатых в Москве явно больше, чем по России. И их становится больше. Почему? Если коротко изложить один из важнейших принципов московского руководства, то получится такая формула: поддерживать те сферы, где возможен быстрый рост капитала (строительство, финансы, грузоперевозки, пищевая промышленность _ колбасные, мукомольные предприятия, среднее машиностроение _ лицензионные компьютеры, телевизоры и др.). Эти сферы, развиваясь, увеличивают число обеспеченных людей. Ну а дальше обеспеченным говорят: мы поддержали ваш бизнес, теперь вы поддержите своих земляков, тех, кто менее обеспечен. И вопрос не только в спонсорстве, благотворительности. Вопрос в дифференцированном подходе к человеку. Квартплата в Москве будет повышаться.
Но для малообеспеченных она останется прежней, для обеспеченных возрастет, для богатых возрастет значительно.
Например, дома для очередников, которые не в состоянии сами купить себе квартиру, частично возводятся за счет строительства эксклюзивного коммерческого жилья для состоятельных людей.
Москва, по словам ее лидеров, к шоковой терапии прибегать не собирается. Себе дороже _ требовать деньги с тех, у кого их нет, или с тех, у кого их мало. При росте квартплаты богатые будут платить за бедных _ с них возьмут в полной мере, чтобы хватило средств на выплату субсидий. Кстати, система выплаты субсидий в Москве самая развитая.
"Свой путь" Москва отстаивает довольно успешно, но она играет на общем поле и, увы, по правилам, с которыми порой не согласна. За то, чтобы эти правила были более человечными, чтобы были едиными для всех, чтобы отвечали здравому смыслу, и выступает Москва. И надеется здесь на поддержку других регионов.
Елена ЗОЛОТОВА,ИМА-пресс Москва