[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 89(1514), 9 мая 1997
|
Лекарство от НАТО
Им могут стать новые взаимоотношения нашей страны с бывшими восточноевропейскими друзьями "Чтобы изогнутую палку сделать прямой, ее непременно нужно выгнуть в обратную сторону", _ именно эта восточная мудрость приходит на ум, когда начинаешь размышлять, почему отношения с нашими некогда лучшими друзьями по бывшему социалистическому лагерю, прежде всего в Восточной Европе, в течение последних 7 _ 8 лет превратились из тесных и дружеских в прохладные и натянутые.
Психологически и политически это, в общем-то, понятно. Выход из лагеря, какого бы цвета он ни был, всегда объективно сопровождается эйфорией свободного дыхания, ощущением возможности самостоятельного принятия решений, уверенностью, что полная свобода и независимость от оков сверхдержавы, к тому же тоталитарной, и будет тем мощным локомотивом, который "подтащит" освободившиеся страны к числу современных развитых государств.
Как представляется, именно эти чувства овладели новыми руководителями, да и большинством населения стран Восточной Европы на рубеже 80 _ 90-х годов, когда распались военные и экономические составляющие фундамента бывшего соцлагеря _ организации Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи.
Казалось бы, с уходом советских войск, ликвидацией экономического и идеологического давления отношения обновленной России с новыми демократическими восточноевропейскими государствами должны принять более благоприятный характер. Однако этого не наступило. Более того, резко упала торговля, свернулись почти все культурные обмены, прекратились даже внешнеполитические консультации.
Как муж с женой после развода разбегаются в разные стороны, так и бывшие "друзья навеки" бросились в объятия бывших недругов: Восточная Европа _ в объятия Западной, а Россия _ в объятия США.
Но если действия наших союзников можно было понять и в какой-то степени объяснить синдромом "освобождения от оков тоталитаризма", то резкая внешнеполитическая переориентация России была, как говорится, хуже, чем преступление, была ошибкой. Получилось так, что в результате у России вроде бы не осталось врагов, по крайней мере от которых могла бы исходить военная угроза. Но у нее не оказалось больше и союзников, а возможность оказаться в изоляции без настоящих друзей может лишить любую нацию уверенности в ее полной безопасности.
Сегодня становится очевидным, что и пресловутая проблема продвижения НАТО на восток есть прямое следствие бездарной восточноевропейской политики России.
От такого "скороспелого развода" проиграла и Россия, и ее бывшие союзники. Они проиграли потому, что потеряли огромный российский рынок, который тотчас заполнился не самыми качественными товарами из Турции и Китая. Следствием утраты российского рынка, как считают многие экономисты, в большинстве восточноевропейских странах стал спад производства. Очень скоро исчезла и иллюзия скорого принятия бывших соцстран в Европейский экономический союз. Там они, в общем-то, и не очень нужны. А нужны они, как оказалось, в НАТО, куда в первые посткоммунистические годы Чехия, Польша, Венгрия и Словакия вроде бы и не собирались.
Проиграла от этого, конечно, и Россия. Проиграла прежде всего геополитически. Бросив на произвол судьбы бывших своих союзников, Россия закономерно получила на своих границах блок НАТО. Дружественный или недружественный, оборонительный или наступательный _ это другой вопрос. Даже если согласиться с западными экспертами, утверждающими, что широкомасштабная военная агрессия НАТО против России маловероятна, совершенно закономерно, что ее место в международных отношениях займет угроза применения вооруженной силы. Кстати, события последних лет наглядно подтверждают, что военная мощь остается одним из основных аргументов в мировой и региональной политике.
Есть ли перспективы сближения России и наших бывших союзников? Думается, что такие перспективы есть и они достаточно зримы. Прежде всего на сближение толкают экономические факторы. Эйфория от экономической свободы первых посткоммунистических лет сменилась в восточноевропейских странах реальным осознанием, что лозунг "Запад нам поможет" явно не срабатывает. Правительства развитых стран Западной Европы оказались достаточно ограничены в объемах экономической помощи, с одной стороны. С другой _ западные корпорации не очень заинтересованы, если не сказать более того, в дешевой продукции с востока. В тоже время экономические связи между Россией и Восточной Европой скорее заморожены, чем разорваны. Восстановление их _ дело политической и экономической воли руководства стран и большей открытости рыночных отношений между нами.
Можно с уверенностью говорить, что не улучшит экономического положения наших бывших союзников и их будущее вступление в НАТО. Ведь, по разным оценкам западных аналитиков, бюджеты этих стран должны будут выделить на переоснащение и модернизацию своих вооруженных сил, унификацию инфраструктуры от 30 до 50 млрд долларов. Сумма эта естественным бременем ляжет на плечи простого населения и вряд ли вызовет его энтузиазм.
Думается, что рано или поздно, но в Восточной Европе придет осознание того, что вступление в НАТО ничего не дает странам в геополитическом аспекте от того, что эти страны примкнули к сильнейшему на сегодняшний день союзнику в принципе не меняется их геополитическая слабость _ они все равно остаются своеобразным буфером между Западом и Востоком и теоретически могут оказаться полем для третьей мировой войны. В то же время сегодня еще не исчерпаны возможности превратить Восточную Европу из "буфера" в "мост" между Западной Европой и Россией. Это можно сделать, поддержав с нашей стороны концепцию, выдвинутую в Польше влиятельным католическим избирательным объединением. Суть ее _ в создании в Восточной Европе "зоны нейтральных государств с гарантированным вечным нейтралитетом по типу швейцарского", причем гарантированным со стороны России и государств Европейского сообщества. Это можно сделать уже сейчас, тем более что эта позиция в целом созвучна российским подходам.
Наконец, в улучшении наших отношений очень важен субъективный политический фактор. Сегодня в большинстве стран Восточной Европы к власти пришли молодые левые по своему политическому происхождению, не отягощенные обидами прошлого и генетической боязнью России, а самое главное _ прагматически мыслящие политики. С ними можно и нужно говорить о более тесном сотрудничестве. Речь должна идти не только о договорах о дружбе и добрососедском сотрудничестве, но и о торговых и экономических отношениях, научном и культурном сотрудничестве. Самое главное, чтобы эти взаимоотношения были взаимовыгодными и равноправными, без реанимации российской имперской практики, своеобразного комплекса "старшего брата".
Настало время сделать наши отношения по-настоящему дружескими и по-новому открытыми. Упустить его было бы непростительной ошибкой. Александр БОРИСОВ