[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 87(1512), 7 мая 1997
SPb Ved gerb

В поисках праздника для обездоленной души
Я и не подозревала, что тишина бывает такой полной, такой ненарушенной. Она вошла. И все встали. Она улыбнулась смущенно, легким движением своей прекрасной, всемогущей руки остановила аплодисменты. Можно долго рассказывать, как она умна, легка в общении, как молода в свои восемьдесят семь, как прекрасна. Но не стану: слова не способны передать и доли обаяния того великого явления, имя которому Галина Сергеевна Уланова. Да и цель у меня другая: рассказать о тех, кто организовал эту встречу; о тех, кто постоянно, вопреки нашему прагматичному, расчетливому времени, дарит петербуржцам счастье общения с прекрасным. Подчеркиваю: дарят, а не продают.

За билеты на встречу с Улановой Театральный музей, как и все наши музеи едва сводящий концы с концами, мог бы запросить любые деньги. Но, слава богу, не всеми еще овладела жажда обогащения! Театральный музей _ одно из таких счастливых исключений. Здесь работают просветители, а настоящее просветительство бескорыстно. Наталия Вайнберг заведует научно-просветительским отделом музея. Именно она придумывает и организует большинство вечеров и концертов, которые для многих петербуржцев остались единственно доступной формой общения с искусством. Немало наших выдающихся актеров и музыкантов именно из уважения, из расположения к ней выступают в музее бесплатно: бескорыстие тянется к бескорыстию.

Но ведь и артистам нужно есть, нужно кормить семью. Вот и приходится иногда брать со зрителей хотя бы минимальную плату. Трудно забыть. Перед кассой музея очередь. Человек пятнадцать. В стороне старушка в старомодной шляпке и знававшей лучшие времена беличьей шубке лихорадочно пересчитывает деньги: сто рублей, еще сто, пятьсот, двести... А нужно _ три тысячи. Всего три тысячи! Оглянувшись: не заметил ли кто-нибудь ее унижения, старая женщина идет к выходу. Ее останавливает приветливый голос: "Ну куда же вы. Проходите, пожалуйста. Надеюсь вам понравится. Мы так старались..."

А потом был вечер, посвященный Матильде Кшесинской. Наталия Вайнберг не только организатор, она _ серьезный исследователь. О жизни прославленной балерины знает все и рассказывает блистательно. А прекрасная певица Римма Волкова, исполняющая романсы Виельгорского, Клейнмихеля, графини Татьяны Толстой, не просто иллюстрирует рассказ, но помогает слушателям погрузиться в атмосферу того давно ушедшего времени, в атмосферу гостеприимного дома Кшесинской, где бывали Леонид Собинов, Айседора Дункан, Лина Кавальери; дома, душой которого была музыка.

После вечера я разговаривала со слушателями.

_ Какое счастье, что остался хоть кто-то, кто думает о нас, обездоленных пенсионерах, _ радуется моложавая женщина. _ Нас ведь лишили возможности путешествовать, ходить в театры, в Филармонию _ отняли хлеб души. Вот все время говорят о задержках пенсий. Спасибо, в нашем городе этого нет. Но почему молчат о том, что жить-то на нашу пенсию невозможно. Существовать _ да. Но жить... Только музей и спасает от унизительного существования.

В разговор вступают две молоденькие девушки. Говорят разом, перебивая друг друга.

_ А студенты? Сами знаете, какая стипендия _ тоже ни в театр, ни в Филармонию не пойдешь.

_ Можно, конечно, подрабатывать, но тогда на учебу времени не останется, а мы хотим стать классными специалистами, а не просто дипломы получить.

_ У нас некоторые девочки приторговывают по мелочам, кое-кто и на панель выходит, а мы не хотим, не можем.

_ Зато когда узнаем про какой-нибудь бесплатный вечер или концерт, никогда не пропустим.

_ Знаете, какие замечательные вечера в Некрасовском музее! _ А на Мойке, 12!

И я отправилась на Мойку, 12.

Нам объясняли: чем больше будет в стране богатых, тем лучше будут жить бедные. Увы, пока это не про нас. Зато вовсе не богатые, заработавшие лишь небольшие "лишние" деньги, случается, делятся. Общественное объединение "Институт Петербурга" и созданный им Университет Петербурга заслуживают отдельного подробного рассказа. Сейчас _ только об одном. Занятия в университете, дающем очень нужные городу профессии, платные. Так вот, те весьма скромные средства, которые остаются после оплаты преподавателей, учебных пособий, помещений, тратят на финансирование культурных программ, бесплатных для посетителей. Одна из таких программ _ "Вечера на Фонтанке". Ее авторы и ведущие Маргарита и Владимир Айзенштадты многие годы неутомимо и увлеченно исследовали все, что связано с историей домов на набережной Фонтанки. Изучение многих сотен книг, газетных и журнальных статей, архивных документов вылилось в захватывающие рассказы, полные неведомых современному человеку подробностей культурной жизни Петербурга XVIII _ XIX веков. Сопровождают эти рассказы первоклассные вокалисты, пианистка Наталья Платонова и удивительный чтец Андрей Тенетко. В переполненном зале люди разных возрастов. Немало подростков. Это особенно радует.

Я спросила Ирину Михайловну Сергееву, председателя совета "Института Петербурга", инициатора и организатора "Вечеров на Фонтанке" и других бесплатных культурных программ, дорого ли обходится аренда зала на Мойке, 12. Она улыбнулась: "Что вы, разве они возьмут деньги! Они же знают, что сюда идут люди, для которых эти вечера заменяют и концерты, и театры, хоть как-то утоляют тоску по тому, что стало недоступным".

О тоске по театру мне говорили многие. Вспоминали, что раньше не пропускали ни одного нового спектакля у Товстоногова и Агамирзяна. Не будем идеализировать прошлое. Попасть на лучшие спектакли и концерты всегда было непросто. Но можно было, с ночи заняв очередь, выстоять свое право увидеть и услышать. О, что это были за очереди! Здесь спорили, делились впечатлениями, здесь завязывались дружбы и любови. Я знакома с редкостно счастливой парой. Они встретились в очереди на "Генриха IV". Сегодня могут только рассказывать детям о своем любимом театре _ денег на билеты нет. Я вовсе не склонна упрекать театры, что подняли цены на билеты _ иначе не выжить. Это ведь и их беда: они потеряли большую часть самых благодарных зрителей, способных понимать и сопереживать, тех, кто никогда не явились бы на спектакль с сотовым телефоном, верещание которого разрушает таинство связи между сценой и залом. Мне могут возразить: просто раньше не было сотовых телефонов. Но дело ведь не в прогрессе техники, дело в деградации ее обладателей. Что же касается тех, у кого нет денег ни на радиотелефоны, ни на модные привозные спектакли, то они все-таки могут иной раз почувствовать себя не обездоленными, а по-настоящему счастливыми. Как те, например, кто был недавно на вечере памяти Н. С. Лескова в музее-квартире Н. А. Некрасова.

Заведующая музеем Елена Глевенко сетует, что не так уж много гостей может вместить зал некрасовской квартиры. Жаль. Музей Некрасова одаряет почитателей замечательными вечерами, стремясь сохранить культурную, нравственную среду города. А таких у нас, к счастью, немало. В музеях Достоевского, Римского-Корсакова, Ахматовой, в Артиллерийском и Военно-морском музеях, в Национальной библиотеке, замечательной маленькой библиотеке-музее книг блокадного города на проспекте Гагарина, 17, трудятся истинные просветители, любящие свой город и каждого из нас, его обитателей. Они стремятся сделать нашу жизнь светлее и достойнее. Пока они существуют, пока работают (для нас!), разве можем мы считать себя обездоленными?

Инна СОБОЛЕВА


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]