[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 87(1512), 7 мая 1997
|
Въездной туризм _ крупный "работодатель"
Необходимо создать внебюджетный фонд, который объединит всех, заинтересованных в развитии туризма Когда утверждают, что туризм по сравнению с другими видами бизнеса имеет самую быструю и эффективную отдачу вложенных средств (кроме торговли оружием и наркотиками), то в этом нет большого преувеличения. Недаром на рубеже 90-х годов много говорилось о превращении Петербурга в один из ведущих мировых центров туризма. Но лишенный организующего начала прежний механизм турбизнеса не выдержал ухабов нарождающегося рынка и распался на множество составляющих. В городе зарегистрировано 800 турфирм. Судя по результатам, большинство исповедует принцип: минимум работы _ максимум прибыли, причем немедленно. А это дает лишь выездной туризм. Вот почему до недавнего времени петербургский турбизнес, как, впрочем, и весь российский, напоминал улицу с односторонним движением.
Сегодня ситуация меняется. Деловые люди поняли, что в одиночку не выжить. Появилась Российская ассоциация туристических агентств (РАТА), а полтора года назад открыто ее Северо-Западное отделение (СЗО). Новая администрация Петербурга, похоже, готова от красивых фраз о развитии туризма переходить к делу. На основе принятого в конце года государственного закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" разрабатывается петербургское законодательство, которое должно вступить в силу в конце мая. Словом, сейчас есть реальный шанс заставить турбизнес работать на город. Недаром губернатор Владимир Яковлев предложил недавно ряду организаций, включая СЗО РАТА, дать свои рекомендации по развитию именно въездного туризма.
Будем ломать стереотипы...
За рубежом сегодня сложился устойчивый стереотип об особой криминальной обстановке в России. Это одна из главных проблем, препятствующих развитию въездного туризма. Но, во-первых, объективные данные говорят о том, что преступность в Петербурге не выше, чем в том же НьюЙорке. Во-вторых, вовсе не иностранные туристы становятся жертвами разбойных нападений. И с помощью представителей РАТА за рубежом мы должны продвигать эту информацию в западную прессу, включая специализированные журналы.
Надо создать условия, при которых даже слишком мнительный иностранец будет чувствовать себя в Петербурге полностью защищенным. На базе отдела по обслуживанию гостиниц ГУВД стоило бы сформировать так называемую туристическую полицию. А плюс к тому необходима специальная телефонная линия помощи иностранным туристам. Естественно, операторы линии должны владеть языками. Все это не потребует больших денег, но когда мы станем рекламировать город как туристский центр, то информация о такой службе даст несомненный эффект.
А что касается помощи некриминального характера, скажем в конфликтных ситуациях на таможне, то по инициативе РАТА с этой целью уже учрежден юридический консультационный центр.
...и подогревать интерес Американский турист рассуждает примерно так: "Санкт-Петербург, конечно, интересный город, но я смогу посмотреть его и потом, поскольку в нем ничего не меняется". И в результате наш потенциальный гость отправляется, скажем, в Бразилию на какой-нибудь карнавал. Иностранец ценит нечто такое, что увидят не все. Когда в Эрмитаже в 1995 году работала выставка "Неведомые шедевры" и информация о ней попала в "Нью-Йорк таймс", число заказов на билеты до Петербурга в американском представительстве "Финнэр" увеличилось на несколько тысяч. А из 750 тысяч посетителей той выставки иностранцы составили 300 тысяч.
С помощью городских властей нам надо оживить музейную деятельность и иметь план крупнейших выставок на 3 _ 5 лет вперед. Так делается во всем мире. И, кстати, для этого не нужно больших финансовых затрат. Именно три года требуется на то, чтобы взвинтить интерес к ожидаемой выставке или событию, внушить потенциальному туристу, что его ждет неповторимый случай.
У нас в городе и сейчас проходят интересные мероприятия, которые стоило бы чуть-чуть "довести до ума" с учетом потребностей въездного туризма и как следует разрекламировать. Скажем, "Алые паруса". Почему бы не вывести этот праздник за рамки события только для выпускников школ?
Недавно мы упустили роскошное представление на площади Островского, когда Екатерина Вторая в окружении своих сановников подписывала указ о создании Императорской публичной библиотеки в день празднования 200-летия Публички (которая, кстати, входит в пятерку крупнейших библиотек мира). Еще немного, и мы упустим готовящееся празднование 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина. Обо всем этом я говорю с позиций развития въездного туризма.
Убежден, что сегодня недостаточно рекламировать Петербург просто как "один из центров мировой культуры". Надо разработать "точечную рекламную кампанию" на перспективу.
Не столько недостаток оригинальных событий в городе, сколько неумение их подать приводит также к тому, что в Петербурге почти нет вторичных посещений. Туристу кажется, что он уже все увидел и ничего нового от города он уже не ожидает. А в Париж 80 процентов гостей приезжают во второй и третий раз.
Гость должен иметь выбор Гостям и поныне предлагаются туристские маршруты, разработанные во времена царя Гороха, _ осмотр джентльменского набора парадных фасадов.
Англичане не стыдятся организовать экскурсию по местам легендарного Джека-Потрошителя или по лондонским трущобам, которые описывал Диккенс. У нас же повести иностранцев по петербургским закоулкам еще недавно считалось идеологической диверсией. Сегодня времена изменились, но выбор у гостя по-прежнему невелик.
Из нашей практики совсем ушли пешеходные маршруты. А ведь настоящий турист справедливо считает, что смотреть на город через стекло экскурсионного автобуса _ то же, что любоваться им, глядя на экран телевизора.
Иностранные фирмы делят туристов, едущих в Петербург, на три категории. Первым надо просто отметиться. Для таких очень важен уровень сервиса и безразличен сам город. Вторые хотят посмотреть нечто вполне конкретное. И тех, и других в целом немного. Основную массу составляет третья категория _ те, кто готов простить неурядицы нашего сервиса, но стремится увидеть максимум, причем самого интересного и необычного. Во всем мире активно развивается так называемый конгрессный туризм _ организация крупных международных встреч. Он выгоден сам по себе, к тому же способствует дальнейшему притоку гостей. Поскольку европейцы и американцы стремятся посетить места, где недавно гостили и работали люди известные, определяющие ход дел в той или иной области жизни.
Вспомним о второй Венеции и водных просторах Мы представляем Петербург на Западе исключительно как город белых ночей (кстати, они есть во всех скандинавских странах) и забываем, что строился он как вторая Венеция. Экскурсии по рекам и каналам сегодня _ большая редкость.
Хотя бы на перспективу до 2003 года, когда будем отмечать юбилей города, стоит разработать программу создания водных такси на 4, 10, 40 человек. Наши судостроительные заводы вполне могут выпускать такие суда.
Использование водного пространства должно стать одной из главных забот въездного туризма. Согласно статистике, каждый третий путешественник-европеец предпочитает передвигаться по морю. Но у нас не только отсутствует яхтенная инфраструктура (клубы, пирсы, гавани для личных яхт гостей), мы до сих пор пользуемся законодательством 1936 года, регламентирующим правила захода и движения по нашим фарватерам иностранных судов. А ведь на яхтах приезжают не бедные люди. И доход в городской бюджет от их визитов может быть неплохим.
Не надо сбрасывать со счета и те уникальные исторические памятники, "голубая дорога" к которым проходит через Петербург и которые всегда привлекают иностранцев _ Кижи, Валаам, Старая Ладога, Орешек... Кстати, одна только Старая Ладога могла бы дать нескончаемый поток туристов. Она включена в международную программу Совета Европы "Викинги" и информация о ней высвечивается на компьютерах многих европейских музеев и турфирм. Наши же турфирмы об этом просто не знают. Необходимо объединяющее начало...
Пожалуй, главное, чего нет у нас в сфере турбизнеса, организации, которая могла бы объединить всех, кто заинтересован в развитии въездного туризма, и позволила более эффективно использовать уже имеющиеся возможности (а они в целом не маленькие).
Это должен быть внебюджетный фонд или совет, в который войдут представители городской администрации, общественных организаций типа РАТА, директора гостиниц. А во главе должен стоять губернатор города. Такой фонд и будет определять единую политику в сфере туризма для государственных, общественных и коммерческих организаций. Он же возьмет на себя реализацию высказанных в этой статье предложений.
Внебюджетный фонд должен иметь свои средства, складывающиеся главным образом из взносов его членов и, вероятно, из так называемого городского налога, который платят приезжающие гости. Подобный налог существует во всех странах. Пару лет назад, когда уже шла речь о создании у нас туристического фонда, городской налог стали собирать, но деньги непонятным образом осели на счетах тогдашней мэрии, и турбизнес города с них ничего не получил. Естественно, все расходование средств внебюджетного фонда будет гласным.
Объединенными усилиями мы скорее выйдем в Интернет с информацией о туристических возможностях Петербурга, сумеем создать общегородскую сеть туруслуг, выпускать специализированную прессу, заниматься рекламно-издательской деятельностью в интересах всего города. Как показала практика, лишь сообща можно эффективно выступать на международных турбиржах.
...и правовое пространство Даже идеальная концепция развития туризма и самый серьезный фонд не смогут работать, если нет правового пространства. Вот почему готовящийся закон "О туристической деятельности в Санкт-Петербурге" весьма актуален. Но любой закон не в состоянии учесть всех частных вопросов. Поэтому необходимо принять систему нормативных актов, которые расставят точки над "i" в сфере туризма.
Приведу лишь один пример, показывающий, насколько важно иметь нормальное правовое пространство и хорошо в нем ориентироваться. Недавно одна из петербургских фирм подписала договор с берлинским партнером о приеме немецких туристов. Наши бизнесмены были безмерно счастливы, включив пункт о том, что спорные вопросы должны разрешаться "в соответствии с российским законодательством". Когда немцы, нарушив обещание, не прислали группу, фирма попыталась привлечь их к ответу. И только тогда узнала, что "в соответствии с российским законодательством" спорные вопросы решаются по месту нахождения ответчика. Естественно, обращаться в земельный суд Берлина никто не стал: дорого, да и хлопотно. А если бы вписали в договор, что спорные вопросы будет рассматривать международный коммерческий арбитражный суд при торгово-промышленной палате России, то разрешить спор не составило бы труда. Наша фирма на арене международного бизнеса выступила в роли простофили. Случай, казалось бы, частный. Но приниженное мнение о конкретной турфирме переносится и на весь петербургский турбизнес. В первую очередь после принятия закона "О туристической деятельности в Санкт-Петербурге" надо разработать нормативные акты о недобросовестной конкуренции, а также по антимонопольному и антидемпинговому регулированию.
В настоящее время РАТА по заданию правительства Ленинградской области разрабатывает концепцию развития туризма в регионе. Мы считаем, город и область с точки зрения турбизнеса надо рассматривать как единое целое.
Сергей КОРНЕЕВ,директор СЗО РАТА * * * По мировым рейтингам Петербург входит в десятку самых привлекательных туристических центров. Его хотели бы посетить 30 млн человек. * * * В прошлом году Петербург посетили 1,6 млн туристов, из них 1,2 млн _ иностранцы, 0,2 млн _ граждане СНГ, 0,2 млн _ граждане России.
* * * В бюджет города за прошлый год поступило 600 млрд рублей в виде налогов от деятельности турфирм, занимающихся въездным туризмом. * * * Мировая практика показывает: каждые 30 туристов способствуют созданию одного прямого и двух косвенных рабочих мест.
В Петербурге в сфере туризма заняты 5 процентов работающих. * * * Турбизнес дает 10 процентов мирового валового продукта (в США эта цифра равняется 6 процентам).
Во всем мире благодаря туризму имеют работу 212 млн человек (в США туризм является вторым по величине "работодателем").
* * * Въездной туризм следует признать экспортной отраслью городской экономики со всеми положенными в таких случаях льготами. Ведь приезд иностранных гостей _ это результат продажи за границу российских турпутевок.