[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 85(1510), 5 мая 1997
SPb Ved gerb

Верность Мельпомене
Многие зодчие работали в театре. Но если, скажем, для Веснина, Фомина, Щусева и даже Лансере "роман с Мельпоменой" носил характер эпизодический, был среди зодчих и тот, что с музой театра "обручился" на всю жизнь. Я имею в виду, конечно, Владимира Алексеевича Щуко (1878 _ 1938) _ человека и художника по-своему уникального. "Деля свое время между театром и архитектурой, Щуко был центром самой кипучей работы в обеих областях", _ пишет его биограф С. А. Кауфман.

Не зря оказался архитектор среди основателей советского театра и считается едва ли не первым его художником. Репутация эта заслужена Владимиром Алексеевичем прежде всего деятельностью в петроградском Большом драматическом театре. Специфика его архитектурного подхода проявилась здесь наиболее полно. Но человеком театра, вообще говоря, зодчий стал намного раньше...

В начале XX века театральные режиссеры поняли, что пространство сцены нуждается в художественном конструировании _ в сценической архитектуре. И потому не случайно, что уже вторую постановку "Старинного театра", открывшегося в 1907 году на наб. Мойки, 61, оформлял Щуко, архитектор. Это был спектакль "Нынешние братья" по тексту средневекового моралите.

Основная черта жанра моралите _ назидательность. Фабула пьесы вполне отвечала задачам жанра: из зависти к успехам младшего брата старшие бросили его в колодец. Но затем добродетель восторжествовала: угрызения совести вынудили злодеев покаяться, утопленный бедолага воскрес.

В том, что непритязательный сюжет тронул сердца искушенной публики, была немалая заслуга Щуко. По поводу его работы И. Э. Грабарь заметил: "Вся сцена представляет впечатление старинной миниатюры, такой же наивной, такой же яркой и такой же плоской, но рельефной". Декорация задала тон всем остальным компонентам спектакля, наивная прелесть которого умиляла, словно ожившая средневековая картинка. Спектакль будил сладкую ностальгию по юности человеческого духа с ее прекрасными мечтами и заблуждениями...

Вскоре Щуко возвел на Каменноостровском проспекте два здания, ставшие крупнейшим достижением его дореволюционной архитектуры. Первым, в 1908 _ 1910 годы, выстроили дом # 63. Фундаменты его заложили до того, как в работу включился Щуко, для которого план здания с отступом от "красной линии" оказался предопределенным. Щуко распорядился этой заданностью характерным для него способом.

Пластическое решение фасада, возведенного им, графично и плоскостно. Этот фасад словно родился из листа, ранее по недомыслию сложенного и примятого, а потом разглаженного ладонью зодчего. Щуко без нажима нанес на него рисунок ордера, равноправного скульптурному орнаменту, и рисунок скульптуры, напоминающей об орнаментальной графике ренессанса. Однако поскольку следы от сгибов на листе все же оставались, зодчий обыграл ризалиты наподобие театральных кулис. В результате фасад приобрел сходство с декорацией, напоминающей о спектакле "Нынешние братья".

Дом # 65 смотрится как декорация к следующему акту того же спектакля. Пространство между колоннами портика заполнено эркерами. Контрастное сочетание поверхностей колонн и остекления эркеров _ матового и сверкающего, шероховатого и гладкого _ обеспечивает эффект вполне театрализованный. Да и конструкция здания "упрятана", словно техническая оснастка сцены в постановках "Старинного театра". Показательно, что именно в этом доме, в квартире # 26, Владимир Щуко расположился с семьей, в мансарде устроил мастерскую... Вообще говоря, первую попытку объединить архитектуру и театр Щуко предпринял в 1907 году в доме # 40 по Невскому, в кафе де Франс он создал миниатюрную декорацию, ставшую предшественницей величественных построений на сцене БДТ и улицах Петрограда. Легкий портал отделял в интерьере живописное панно, изображавшее меланхолический парк с уводящей вглубь тенистой аллеей.

В 1925 году эти же декоративные принципы Щуко использовал для создания архитектурного ансамбля большого стиля. Пропилеями на площади Пролетарской Диктатуры он обозначил место авансцены _ и портик Смольного стал подобием изображения на сценическом заднике. Образ всего ансамбля приобрел театральное содержание. Статуи, которые зодчему поручили расставить на территории сквера, пришлись как нельзя кстати _ будто актеры на планшете сцены.

Архитектура Владимира Щуко всегда была театральна, а создаваемая им сценическая декорация _ архитектурна. В этой особенности творческого почерка мастера отразилось своеобразие его многогранной личности. Игорь ГОСТЕВ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]