[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 78(1503), 25 апреля 1997
SPb Ved gerb

Трудно быть авангардистом
Недавно в Париже в торжественной обстановке были запущены необычные часы с обратным отсчетом. Они считают секунды, минуты, часы и дни, которые остались до наступления XXI века. В момент пуска часов дней оставалось всего тысяча, сейчас уже меньше...

А в Петербурге примерно в это же время открылся центр свободных искусств, представивший свой проект "Театр. XXI век". Интересно, что наши театральные авангардисты (во всяком случае наиболее интересные их представители) не собираются порывать ни с отечественными традициями, ни с отчим домом. Тем самым в очередной раз подтверждается истина, что в искусстве новое зачастую рождается не из огульного отрицания традиций, а из их творческого осмысления и развития.

С тоской петербургские театралы вспоминают времена "студийного бума", когда в городе на каждом шагу можно было встретить афиши, приглашавшие на спектакли, жанры и названия которых интриговали своей новизной и оригинальностью. Очень быстро в среде новых студий произошло разделение _ критики и опытные зрители выделили ряд наиболее интересных театров, работающих на профессиональном уровне, имеющих в своем составе актеров и режиссеров, по уровню мастерства способных соперничать с выучкой коллег из государственных театров, людей, которые искусством, театром живут и без него своего существования не мыслят. Большинство из них резко выделялись на фоне привычной театральной картины. Выразительные средства, которыми пользовались петербургские авангардисты, ставили их в промежуточное положение между драматическим и танцевальным театром. У многих возникало искушение пожурить экспериментальные труппы за то, что они повторяют путь европейского авангарда. Но если сходство стилей и манифестов (отсылки к Арто, Гротовскому, восточному театру) и возникало, то чаще _ лишь внешнее. Острый драматизм, а то и изощренный психологизм А. Адасинского, В. Михеенко, Е. Козлова не позволяли отнести их спектакли ни к жанрам перфоманса или хеппенинга, ни к модерн-дансу, процветавшим на Западе. В сложных условиях, когда официальное признание оставалось чисто номинативным, они сохраняли свой статус и суверенитет, использовали любую возможность работать и выступать. К сожалению, очень скоро стало ясно, что для большинства из них такие возможности открывались только за границей.

Если на Западе новые театральные жанры были явлением естественным, то у нас они воспринимались лишь в качестве альтернативы академическому искусству и, как следствие, им было отказано в финансировании, да и помещений не дали. Первым покинул Петербург театр "Дерево". Шума по этому поводу было много, но остановить невольную миграцию театрального авангарда из Питера было уже невозможно. До-Театр, "Терра-мобиле", Камерный театр, АХЕ, В. Полунин, Р. Дубинников и многие другие _ ушли по-английски, осев в Германии, Италии, Чехии...

Формальный театр, похоже, ожидала та же участь. Два года непрерывных гастролей, европейские фестивали, приглашения на постановку спектаклей заставляли его труппу работать исключительно за границей. За это время в афише театра появились новые названия, изменялись старые спектакли. В родном городе коллектив, возглавляемый Андреем Могучим, появлялся только по исключительным поводам _ открывал театральные фестивали и респектабельные выставки. А прошлой зимой Формальный театр провел собственную международную акцию _ фестиваль немецко-русского театрального авангарда.

Тяга А. Могучего к подобного рода мероприятиям обнаружилась уже давно. Он был одним из организаторов памятного фестиваля свободных искусств в 1994 году, тогда же предпринял первые попытки объединить усилия различных экспериментальных коллективов.

Неудивительно, что когда директором театра "Балтийский дом" стал С. Г. Шуб _ руководитель Международного балтийского фестиваля, давний друг Формального театра _ и предложил ему, используя пустующие помещения, заняться осуществлением творческих проектов, Могучий тут же начал реализацию нескольких программ. Начинать, правда, пришлось с того, что своими руками привели помещения в порядок. На Малой сцене "Балтийского дома" стали регулярно показывать свои спектакли театры авангардных направлений, в том числе и те, которые уже давно не имели возможности выступать в Петербурге. Программа мастер-классов, которые проводят режиссеры, хореографы и музыканты, привлекла в "Балтийский дом" множество молодых актеров, так что даже пришлось производить отсев.

Наконец, 27 марта, в Международный день театра, состоялась презентация новой творческой организации _ Центра свободных искусств "Театр. XXI век".

Как заявил художественный руководитель Центра А. Могучий, "Пришло время вернуть Петербургу его собственное детище _ авангардное искусство. Давно нашедшее свое место в контексте европейской культуры, на родине оно лишь по недоразумению протипоставляется традиционному. Неавангардного искусства не бывает _ каждый художник, если он подлинный творец, делает что-то новое. Он не разрушает традиции, а активно включает их в свою деятельность. Традиции работают на новый результат. Это не парадокс, а закон творчества. Живое дыхание необходимо всему культурному процессу. Что особенно актуально для Петербурга, который сегодня ориентируется в основном на свою театральную школу, по провинциальному консервативен и замкнут. То, что в создании Центра свободных искусств объединили свои усилия Формальный театр и театр "Балтийский дом", говорит о том, что реальные условия для этого процесса созданы".

На днях завершился фестиваль спектаклей Формального театра. Среди прочих на нем был показан спектакль "Лысая певица-2". Премьера, в которой заняты актеры театра "Балтийский дом". Предыдущая постановка этой пьесы принесла Могучему известность среди театральных критиков и немногих любителей. Эта же постановка обсуждалась художественным советом государственного театра и получила одобрение.

В апреле и в мае в рамках проекта "Театр. XXI век" на малой сцене "Балтийского дома" выступит много интересных театров: "Перекатиполе", АХЕ, "Монплезир", "Белый театр", Театральная лаборатория Вадима Максимова. Спектакли "Orlando Furioso" и "Love will be later" покажет Формальный театр.

Продолжится серия мастер-классов, "Импровизация и внутренний монолог", вести которые приглашены как петербургские, так и известные европейские мастера. А в июне Центр проведет Международный фестиваль уличных театров, что обещает настоящий праздник _ целые сутки нон-стоп под открытым небом и в помещениях театра "Балтийский дом" будет продолжаться интересное и яркое зрелище.

Андрей КУДРШОВ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]