[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 78(1503), 25 апреля 1997
|
Жилищная реформа
Мы платим, а дело буксует Ежедневно в редакцию приходят письма от петербуржцев на тему _ жилищная реформа. Жители, пока почувствовали лишь опустошение своего кошелька, но не заметили изменений в содержании улиц, домов, дворов, а потому негодуют, высказывают свои мнения, предложения, пожелания. Одно из них мы сегодня публикуем.
Жилищная реформа, о которой так много говорят и пишут (в основном ругают), касается всех нас, хотим мы этого или не хотим.
Что же нам предлагают на сей раз? Механизм реформирования и прост и сложен одновременно. Существующие жилищно-эксплуатационные организации искусственно разделяют на две службы: заказчика в лице районного жилищного агентства (РЖА) и подрядчика на базе РЭУ и ГРЭПов. Все это происходит под лозунгом коренных преобразований и демонополизации эксплуатационных организаций. Что, на мой взгляд, может остаться лишь на уровне лозунга. Так как произойдет простая перетасовка кадров, старые связи быстро воспроизведут прежний характер работы.
Демонополизация предполагает наличие конкурентов по предоставлению аналогичных услуг. А это в свою очередь связано с такими понятиями, как рентабельность, качество, доход, прибыль. Введение искусственной конкуренции между планово-убыточными организациями никак не отразится на качестве и количестве услуг.
Не лучше ли изменить ситуацию коренным образом? Но для этого требуется волевое решение обеих ветвей власти. Что я предлагаю? Для начала следует определить приоритеты. Что важнее _ эксплуатация и восстановление ветшающего жилищного фонда или финансовая поддержка естественных монополистов, предоставляющих коммунальные услуги? И согласно избранному приоритету в корне изменить существующую схему финансовых потоков платежей, собираемых с горожан.
В случае избрания основным приоритетом эффективной эксплуатации и содержания жилищного фонда предлагаю свести к минимуму суммы, собираемые за коммунальные услуги, и соответственно увеличить на столько же оплату по техническому обслуживанию. Это приведет к наполнению эксплуатационного рынка "живыми" деньгами и появлению конкурирующих предприятий. Возмещение убытков коммунальщиков придется полностью производить за счет городского бюджета.
Как только появятся конкурирующие предприятия собственники и наниматели квартир начнут объединяться для того, чтобы иметь возможность контролировать, как используются собираемые деньги. Это обеспечит развитие договорных отношений, регламентирующих не только обязанность исполнения, но и право контроля качества работ по содержанию и ремонту домов.
Процедура демонополизации будет происходить естественным образом, а не командно-административным методом. К сожалению, пробуксовку реформы можно заметить уже на начальном этапе.
Депутаты приняли решение о выделении бюджетных средств на целевое финансирование формирования кондоминиумов в размере 4,8 млрд рублей в 1997 году. И странно, что деньги эти изымаются из статьи, средства которой предусмотрены на возмещение убытков от эксплуатации жилищного фонда. В итоге получается игра цифрами _ из одной строки энную сумму переписали в другую.
Разумным был бы следующий шаг _ инициировать льготное налогообложение прибыли предприятий, организаций и банковских структур, оказывающих целевое финансирование утвержденной правительством города Программы реализации концепции реформ в жилищной сфере.
Наполняемость бюджетной строки реальными средствами активизирует работу комитетов администрации. Ведь, что греха таить, многие из них сидят без заработной платы, не финансируются даже выполненные работы. А чтобы проконтролировать расходование бюджетных денег и скоординировать мероприятия в рамках программы КУГИ и КФ целесообразно провести тендер среди небюджетных и некоммерческих организаций, имеющих опыт управления денежными средствами и знания в жилищной сфере. Хотелось бы, чтобы реформа не превратилась в очередную проформу, а реально улучшила состояние нашего города и жизнь петербуржцев.
Владимир ЖУРКИН, инженер-экономист