[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 57(1482), 27 марта 1997
SPb Ved gerb

"А мне балтийский ветер _ лучший друг" Сегодня _ Международный день театра Для нашего города международные театральные связи и контакты всегда были привычным делом. Ни один более-менее именитый заграничный гастролер, приезжая в Россию, потом в Советский Союз, не мог себе позволить миновать город на Неве. Особенно тесные театральные связи сложились со странами Балтийского моря, чему в немалой степени способствовало и то, что с послевоенных времен наш Театральный институт регулярно готовил творческие кадры не только для театров советской Прибалтики, но и для Польши, ГДР и даже Финляндии. После распада СССР связи эти заметно ослабли, но сейчас есть все основания говорить о новом всплеске творческих контактов с далекими и близкими соседями. Этому в большой степени способствовала деятельность театра "Балтийский дом" и созданного на его базе Международного фестивального центра. Сегодня о направлениях, масштабах и проблемах этой деятельности мы беседуем с директором театра Сергеем ШУБОМ. _ Сергей Григорьевич, вы были у истоков создания "Балтийского дома". Расскажите, как все начиналось. _ Фестиваль придумали тогдашний главный режиссер театра Вячеслав Гвоздков и художник Александр Славин. Я тогда был заместителем директора по репертуару и сразу же включился в работу. Поначалу все делалось исключительно на личных контактах, старых дружеских связях. Первый фестиваль был очень скромным, всего 3 _ 4 спектакля удалось привезти. О зрителях тогда мы и не думали, главное _ появилась возможность встретиться, пообщаться. _ Ведь именно в тот момент рухнула "Прибалтийская театральная весна". _ Да, этот фестиваль имел богатую историю, солидную репутацию. Он проводился поочередно в Риге, Вильнюсе, Таллине, Калининграде, Минске. Но с образованием независимых прибалтийских государств весенний театральный марафон прекратил свое существование. Кто-то увидел в нем имперское наследие. Но потребность в общении, в творческих контактах у людей искусства осталась. И никакие сиюминутные политические интересы эту потребность истребить не могли. Поэтому уже со второго фестиваля мы не знали отбоя от желающих приехать. Вслед за коллективами из Прибалтики стали появляться театры из Финляндии, Швеции, Германии... Всего за шесть лет у нас побывали 64 театра из 14 стран. _ Дело не только и не столько в цифрах, сколько в именах. Благодаря фестивалю петербуржцы увидели новые работы Эймунтаса Некрошюса, Даниэля Ольбрыхского, Ионаса Вайткуса... Это имена европейского масштаба. _ Это все так. Но я, например, не меньше горжусь тем, что нам удавалось открыть новые имена. Скажем, руководитель "Тильзит-театра" из маленького городка Советска под Калининградом Евгений Марчелли стартовал на европейскую орбиту именно из "Балтийского дома". Немало петербургских театров получили известность в скандинавских странах благодаря нашему фестивалю... _ В том числе и театр "Балтийский дом", которым вы теперь руководите и у которого с фестивальным центром отношения складывались не лучшим образом. _ Да, прежнее руководство театра видело в фестивальном центре чуть ли не главного виновника всех своих бед. Театр переживал (да и сейчас еще переживает) не лучшие времена, и на этом фоне фестивальные успехи кое-кому сильно не нравились. Я тогда руководил фестивальным центром и хорошо помню, как нас буквально выпихивали за пределы театра _ и в прямом, и в переносном смысле. Слава богу, что комитет по культуре нас защитил и изыскал возможность предоставить центру организационную и финансовую самостоятельность. Парадоксально, но именно сейчас, когда театр и центр формально существуют совершенно самостоятельно, сотрудничество у нас самое тесное и взаимопонимание полное. Как-то сразу всем стало ясно, что никакой угрозы фестивальный центр для театра не представляет, а наоборот, может быть даже полезен. Кроме самого главного фестиваля "Балтийский дом" центр занимается и другими мероприятиями городского масштаба, к которым театр неизменно подключается. Вот сейчас проводим вместе фестиваль моноспектаклей "Монокль", недавно успешно прошла общегородская акция по детскому творчеству. "Финское Рождество в Санкт-Петербурге" стало уже традицией, а в феврале наш спектакль "Царевна-лягушка" был участником "Русской масленицы в Иматре"... _ И все-таки повседневная жизнь театра праздниками и фестивалями не исчерпывается? _ Конечно. И здесь у нас с главным режиссером Владимиром Тыкке позиция однозначная: на сегодня театр _ главная забота. Сохранить его как творческий организм, развивать лучшие ленкомовские традиции с непременной ориентацией на молодежную аудиторию. Сейчас все силы брошены на выпуск спектакля "Разбойники" по пьесе Ф.ЪШиллера, который репетирует Александр Товстоногов. Владимир Тыкке начинает работу над музыкально-пародийным спектаклем "Песня-97". Есть интересные планы, связанные с Малой сценой. Кроме того, мы нашли возможность приютить и дать возможность работать бездомным экспериментальным коллективам вроде "Формального театра" Андрея Могучего. Здесь тоже можно ждать очень интересных результатов. _ И все это при почти полном отсутствии финансирования? _ Ну, зарплату нам город пока еще платит, и на том спасибо. А в остальном выкручиваемся, как все. Мы еще далеко не в самом худшем положении находимся. Ни у одного театра нет таких огромных помещений _ 15 тысяч квадратных метров. Уже сейчас за счет аренды (хотя сдаем мы ничтожно малую часть) компенсируется треть всех коммунальных платежей. Полагаю, что в перспективе мы сумеем добиться, чтобы здание само себя содержало. Ну а средства на новые постановки будем добывать, работать со спонсорами. В этом смысле работа в центре меня многому научила. "Балтийский банк" стал нашим не просто партнером, а, можно сказать, другом. Там, правда, деньгами никогда не разбрасывались, но в трудную, критическую минуту всегда выручали. _ Вернемся напоследок к предстоящему фестивалю, который намечен на осень. _ До этого летом мы проведем фестиваль уличных театров, где заводилами выступает компания Андрея Могучего. А главное событие _ "Балтийский дом-97" _ пройдет в октябре. За фестиваль я спокоен. В центре осталась хорошо сработавшаяся, профессионально сильная команда. Связи у нас налажены. Задача сейчас уже не в том, чтобы провести на должном уровне тот или иной фестиваль, а в том, чтобы нас признали полноправными членами европейские организации, работающие под эгидой Международного института театра и ЮНЕСКО. Беседу вел Владимир ПОЛУШКО


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]