[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 42(1467), 5 марта 1997
SPb Ved gerb

Срубил дерево _ посади другое Федор АБРАМОВ В архиве Федора Абрамова осталось много неопубликованных рукописей, и среди них дневники, которые писатель вел во время своих поездок за рубеж. Мы уже печатали его записи о Германии. Сегодня предлагаем фрагменты записей, которые были сделаны Федором Александровичем во время его поездки в Финляндию в 1977 году. Многие мысли, наблюдения, замечания прозаика интересны и актуальны нынче. * * * Отчая земля, материнский язык. Так говорят в Финляндии. По-моему, это лучше, чем у нас: родной язык. Ибо язык в основном создается женщиной, она вместе с молоком вливает его в ребенка. И не потому ли такой мягкий, такой женственный язык у финнов? Да и у нас на севере весь фольклор, вся песня, все слово идет от женщины. Первостепенна роль женщины в создании народной культуры. А вот земля _ это творение мужчин. И у финнов об этом хорошо сказано: отчая земля. Земля, созданная отцами. * * * Финны индивидуалисты, хуторяне, видеть не хотят друг друга. Русские наоборот. Жизнь в одиночку для них несносна. Их стихия _ община. И не потому ли в России не привилась хуторская система? Идея всемирного братства _ чисто русская идея: Достоевский, да и вся русская литература. Революция, идеалы революции коренятся в самом национальном характере русских. Россия как ни одна страна восприняла христианство в его изначальном виде (в коммунистическом). Братство, общинность давало ей силы для того, чтобы выстоять против татар, других иноземцев. В братстве, общинности _ сила и слабость России. * * * В Финляндии охраной природы ведают два министерства _ министерство сельского хозяйства и министерство внутренних дел. Последнее главным образом следит за выполнением законов. На местах, естественно, особые чиновники муниципалитета, то есть городского совета. Работают специальные лаборатории _ следят за чистотой воды в озерах и реках. И наконец пресса: всегда можно апеллировать к общественному мнению, к народу. Закон на стороне природы. Владелец леса не имеет права рубить лес на своем участке так, как ему хочется. Прежде чем срубить лес, он должен подать заявление в муниципалитет и только после разрешения сделать порубки. Конечно, когда речь идет об одной-двух лесинах на хозяйственные нужды, заявления не пишут. _ И владельцы леса не самоуправствуют? Финны недоуменно пожимают плечами: как самоуправствовать, когда есть закон? _ Но ведь это может быть невыгодно хозяину? _ Зато нации выгодно. _ Еще есть у нас закон _ срубил дерево, посади другое. * * * Охрана старины _ тут, по мнению финнов, у них тоже не все благополучно. Прогресс. Он враг старого. Он постоянно покушается на дома, которые имеют историческую ценность. Такой случай, например, был в отношении одного здания, в котором жил человек, который, по существу, еще в середине XIX века определил государственную политику, ту политику, которую принято называть курсом Паасикиви-Кекконен, и портрет которого сейчас значится на стомарочной купюре. То же, что и у нас. Молодежь не дорожит прошлым, наследием отцов. Настроение нигилизма, космополитизма и т. д. Наш шофер, который все время молчал, поддерживает меня, а потом мудро замечает: _ Забыли четвертую заповедь Библии: чти отца своего и мать, и Господь вознаградит тебя. И это было самое веское суждение по этому вопросу из всех суждений, которые я когда-либо слышал. Публикация Людмилы КРУТИКОВОЙ-АБРАМОВОЙ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]