[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 42(1467), 5 марта 1997
|
Оружие Россия и Америка столкнулись в конкурентной борьбе за рынки поставки вооружений Кто кого обойдет в этой гонке? Американский еженедельник "Дифенс ньюс" о росте российского экспорта Как сообщает еженедельник "Дифенс ньюс", за последний год объем российского экспорта оружия вырос на 18 процентов, и, согласно данным российских экспортеров оружия, через пару лет страна может догнать США _ крупнейшего в мире поставщика вооружений. "Поставлена цель догнать США по общему объему экспорта вооружений к концу века", _ заявил журналистам Михаил Тимкин, заместитель директора государственной компании "Росвооружение". Согласно статистике "Росвооружения", объем экспорта в 1996 году достиг 3,4 млрд долларов по сравнению с 2,8 млрд долларов в 1995 году. Для сравнения, по данным компании, объем американского экспорта вооружений снизился с 9,8 млрд долларов в 1995 до 7,5 млрд долларов в 1996 году. Тем не менее американское Агентство по контролю над вооружениями и разоружению дает другие данные об объемах российского и американского экспорта в 1995 году. Об этом сообщил официальный представитель агентства. Он заявил, что разницу можно отнести на счет различий в методике подсчета или определений экспорта оружия. Официальный представитель агентства заявил, что правительству США еще предстоит завершить обработку данных по 1996 году. Поэтому он поставил под вопрос достоверность данных "Росвооружения" по продажам оружия. Базирующаяся в Москве компания "Росвооружение" была создана в 1993 году и сейчас осуществляет 90 процентов российских сделок в области вооружений. В середине 80-х годов Советский Союз контролировал крупнейший в мире арсенал и экспортировал ежегодно оружия на сумму, превышающую 25 млрд долларов. Более 50 процентов продаж бывшего Советского Союза были на деле безвозмездными дарами своим сателлитам периода "холодной войны". Но после распада Советского Союза в 1991 году ежегодный объем продажи вооружений сократился примерно до 1,5 млрд долларов в 1992 году. Большинство поставок вооружений бывшего Советского Союза предназначалось для стран Восточной Европы, ныне стремящихся вступить в НАТО, и для стран третьего мира, которые сейчас хотят закупать оружие на других рынках. Тем не менее Россия предприняла значительные усилия, чтобы найти новые рынки для экспорта оружия, поскольку ей нужна твердая валюта. В 1996-м, как и в 1995 году, около 60 процентов ее экспорта приходились на долю традиционного союзника _ Индии и нового клиента _ Китая. Официально Россия продает оружие 51 стране. Согласно данным из военных источников, крупнейшая сделка, заключенная Россией в 1996 году, _ договор о поставках Индии 40 многоцелевых истребителей Су-30 МК на сумму 1,8 млрд долларов. Первые восемь самолетов Индия получит в марте. С 1992 года Китай закупил более 100 истребителей Су-27 и купил за 2 млрд долларов лицензию на 15 лет на производство 200 Су-27. Тимкин сообщил, что Россия начала проводить политику, направленную на проникновение на новые рынки, особенно в Азии и на Дальнем Востоке, в Латинской Америке и арабских странах. В 1996 году Россия получила несколько новых клиентов, включая Южную Корею, Колумбию и Кипр. А Александр Котелкин, генеральный директор "Росвооружения", в интервью Российской государственной телекомпании в программе "Зеркало" заявил, что продажа в 1996 году 10 военных транспортных вертолетов Колумбии на сумму 40 млн долларов _ большой успех в конкурентной борьбе с США. Южная Корея, которая также традиционно закупала оружие у США, в прошлом году начала искать других поставщиков, в том числе и Россию. Дмитрий Тренин, старший аналитик по военным проблемам из Фонда Карнеги в Москве, заявил в интервью корреспонденту "Дифенс ньюс", что "Росвооружение" научилось успешно экспортировать оружие, потому что железного занавеса больше нет и российские торговцы могут открыто проталкивать дешевые и современные вооружения даже на американский рынок. "Но я бы не сказал, что Россия сможет через два года стать мировым поставщиком номер один, потому что этого невозможно достичь столь быстро. Конкуренты России не будут сидеть сложа руки и ждать, пока потеряют все", _ сказал Тренин.