[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 25(1450), 8 февраля 1997
|
Как появилась Пушкинская улица Петербургский краевед Ефим Куферштейн погиб три года назад. Остались его работы _ о городе, улицах и домах, людях северной столицы. Кое-что вошло в изданную его матерью книжку "Такие обычные дома", что-то еще не опубликовано. В "Наследии" _ очерк Е. Куферштейна о Пушкинской улице. Прогулка по этой улице не занимает много времени: длина ее от Невского проспекта до Кузнечного переулка составляет всего 477 метров. Не слишком богата и история улицы, возникшей на полтора столетия позже соседних магистралей. Поэтому и Пушкин никак не мог здесь бывать; название улицы и памятник поэту, являющийся главной ее достопримечательностью, _ дань благодарной памяти потомков. ...Вплоть до середины XIX века территория между Лиговкой и Грязной (Марата) улицей имела вид настоящего захолустья. Все резко переменилось, когда в 1851 году завершилось строительство железной дороги Петербург _ Москва. Город стал быстро расти, застраиваться многоэтажными домами. Дошла очередь и до этого квартала, вся сердцевина которого была занята огородами. В апреле 1874 года Городская дума решила разделить его пополам новой улицей. С каждой стороны было нарезано по 10 участков, предназначавшихся для продажи частным лицам под застройку. Для прокладки улицы была создана специальная акционерная компания, отсюда и ее первоначальное название _ Компанейская. Улицу называли также Новой, Малым Невским проспектом, Новым проспектом. Существующее название утвердилось после того, как в 1884 году здесь был открыт первый в нашем городе памятник Пушкину. При прокладке улицы на ней в целях уменьшения тесноты застройки была устроена крошечная площадь со сквером посредине. Там в 1882 году был установлен гипсовый бюст поэта работы И. П. Витали, замененный в следующем году увеличенной в два раза копией. Между тем в Городскую думу поступило предложение: установить на этом месте статую Пушкина, созданную скульптором А. М. Опекушиным в качестве одного из конкурсных вариантов для памятника в Москве. На торжественном открытии нового памятника присутствовал старший сын Пушкина. ...Вся Пушкинская улица застраивалась единовременно одинаковыми по высоте домами. При этом высота домов превышает ширину улицы, придавая ей отчасти вид мрачноватого ущелья. Как писал в своих "Воспоминаниях старожила" известный юрист и общественный деятель А. Ф. Кони, "Пушкинская улица с самого своего открытия привлекла многолюдное население, среди которого были настолько частые случаи самоубийства, что пришлось, ввиду того что в то время о каждом самоубийстве производилось следствие со вскрытием трупа, командировать к местному судебному следователю несколько помощников. Быть может, скученность обитателей и какой-то угрюмый вид этой улицы оказались не без влияния на омраченную и исстрадавшуюся душу тех, кто находил, что... "можно умереть тому, кому жизнь не мила". Монотонность застройки улицы, недостаточная выразительность ее силуэта компенсируются богатством и разнообразием отделки фасадов, и в этом заслуга нескольких выдающихся архитекторов Петербурга второй половины XIX века, в том числе В. И. Славянского, построившего дома 4, 6 и 8, А.ЪВ. Иванова (дома 17, 18, 20), К. К. Рахау (дом 9), Н. П. Басина (дом 10). Н. Ф. Беккера (дом 19). Все они были талантливыми мастерами, построившими множество особняков, жилых и общественных зданий. Но "первой скрипкой" в этом "оркестре" следует, без сомнения, считать Павла Юрьевича Сюзора, автора более семидесяти построек в нашем городе, и в том числе такого шедевра, как Торговый дом компании "Зингер" (нынешний Дом книги). На Пушкинской Сюзор построил сразу девять домов (#Ъ1, 2, 3, 5, 7, 12, 13, 14, 16), и этот крупный заказ стал серьезным испытанием на зрелость молодого мастера, которое он достойно выдержал. Здесь он создал ансамбль, построенный не на единстве стилевых форм, а на едином масштабном и пропорциональном строе. Дома 1 и 2, возведенные по одному проекту, открывают застройку улицы, образуя нечто вроде пропилеев. Зеркальная повторяемость всех форм и деталей этих зданий помогла строителям в точности воссоздать одно из них, разобранное в начале 1970-х годов в связи с прокладкой под Невским проспектом линии метрополитена... Ефим КУФЕРШТЕЙН