[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 19(1444), 1 февраля 1997
SPb Ved gerb

Секунда истории В "колесе времени" Я думаю, петербуржцы всегда, при всех обстоятельствах помнили, что это необычное здание на Приморском проспекте _ буддийский храм. Чуть ли не от рождения выпала ему полная испытаний судьба. ...10 апреля 1909 года в Строительный комитет было подано прошение о разрешении построить в Старой деревне, на углу Благовещенской улицы, "жилой дом с буддийской молельней при нем". Прошение это поступило от Агвана Доржиева, старшего советника Тринадцатого Далай-ламы Тибета Тубдана-Чжамцо. Перед тем Доржиев имел несколько аудиенций у царя и заручился его согласием. (Николай не мог не принять во внимание доводы министра иностранных дел и председателя совета министров: разрешение построить храм "произведет глубокое впечатление в нашу пользу"... Активно поддерживали Доржиева и известные петербургские востоковеды Ф. И. Щербатский, В. В. Радлов, С.ЪФ. Ольденбург и другие, художник Н. К. Рерих, образовавшие комитет содействия.) На приобретенном за 18 тысяч рублей участке в том же 1909 году были заложены не просто "дом с молельней", а храмовое здание с домом при нем. Стройка началась _ при том, что проект официально был утвержден только год спустя. Справочники говорят нам, что создателем его был петербургский архитектор Г. В. Барановский. Это так и не так. Знатоки утверждают, что истинным автором храма был сам Агван Доржиев. Под его руководством делался предварительный проект студентом факультета восточных языков Университета Р. Вампиловым и студентом Института гражданских инженеров Н. Березовским, а Барановский выполнил архитектурно-конструктивную разработку. Не в пример другим тогдашним стройкам сооружение буддийского храма затянулось до 1915 года. Тому были свои причины. Во-первых, имелись трудности финансовые. (Свою помощь предлагали китайские и японские буддисты, однако царь счел "неуместным" принять ее.) Во-вторых, сильно было противодействие православной церкви. Например, архимандрит Варлаам дважды _ в 1910 и в 1912 годах _ издал что-то вроде листовки: "Слово по поводу построения в Петербурге буддийского капища". "Нечто неслыханное и ужасное совершается у нас на Руси святой... Будут поставлены идолы, и начнется языческое идолослужение!" (Архимандрит даже позволил себе безоглядную критику: "мыслимо ли это было раньше, при прежних руководителях?") Как бы то ни было, 10 августа 1915 года новый храм наконец освятили _ в честь божества Калачакры, "колеса времени". Он почти походил на своих собратьев в Тибете и Индии _ за некоторыми исключениями, обусловленными местом. Стены его должны бы быть белыми или уж по крайней мере красно-коричневыми _ пришлось обойтись подходящего цвета гранитом для облицовки. Здесь лестничные клетки и вестибюль _ небывалая вещь для буддийского храма. У него не плоская, как положено, крыша, а с покатом... Но все это было неважно по сравнению с тем, что достаточно многочисленная буддийская община в столице обрела свой молитвенный дом. Однако богослужения после освящения продолжались очень недолго. С революцией, в 1917 году ламы покинули Петроград. С 1919-го на три года в доме при храме поселяется воинская часть. Покинутый храм потихоньку опустошается _ исчезают жертвенные вазы, статуэтки, драпировки из китайской парчи, мебель. "Гений места", Агван Доржиев после ухода квартирантов пытался собрать культовые принадлежности среди единоверцев, вернуть храм к жизни _ увы, без успеха. Богослужения удалось возобновить только после того, как 1 июня 1926 года был заключен договор о передаче храма Монголии (наш снимок, кстати, сделан в том же году). Но возвращение к жизни оказалось недолгим. Дальше события развивались так. В 1933 году регулярные богослужения прекратились. Весной 1935-го начались аресты лам. Осенью 1937-го был арестован Доржиев несмотря на свой ранг официального представителя Тибетско-Монгольской миссии в СССР. 27 марта 1938 года Приморский райсовет муниципализировал дома при храме, а 22 апреля Ленсовет изъял уже сам храм из частного владения, передав то, что еще сохранилось из его имущества, Антирелигиозному музею (в том числе подаренную сиамским королем позолоченную, из серебра, статую Будды; другая статуя, алтарная, при транспортировке разбилась, и куски сбросили в Малую Невку у Елагина острова). После этого квартиранты храма менялись один за другим _ профсоюзная физкультурная база, радиостанция-"глушилка", Институт народов Азии, Зоологический институт... Пока, наконец, не возвратились сюда законные хозяева: летом 1990 года храм был передан петербургской буддийской общине. Наталия ГРЕЧУК Фотография из Государственного архива кинофотофонодокументов


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]