[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 19(1444), 1 февраля 1997
|
Город видит выход из кризиса При этом первостепенная роль отводится непрерывному контролю за такими важнейшими показателями, как уровень цен, доходов, поступления товаров, налоговых платежей вплоть до уровня заболеваемости и количества правонарушений. На случай ухудшения этих показателей предусмотрен комплекс мер, связанных с деятельностью городских служб, регулированием экономики, организацией экстренной помощи нуждающимся, координацией действий администраций города, области, районов. Перечень первоочередных стабилизационных мероприятий на 1997 год обширен. В нем определены пути преодоления бюджетно-финансового дефицита, организации взаимозачетов между предприятиями, перестройки текстильной и легкой промышленности Петербурга и оздоровления ряда ведущих производств. Предусмотрено разработать программы строительства за счет различных источников средств, реализовать меры по улучшению работы транспорта всех видов, повышению эффективности жилищно-коммунального хозяйства. Намечены шаги, связанные с поддержкой науки, образования, социальной сферы. Таким образом, главная задача администрации города в 1997 году _ обеспечение стабилизации в экономической и социальной сферах, сохранение и развитие предпосылок для возобновления экономического роста. Предполагается, что валовой региональный продукт в Петербурге останется на уровне 1996 года, в промышленности продолжится спад (до 13 _ 15% по отношению к производству продукции в минувшем году), однако в ряде отраслей возможен и рост, более благоприятными станут возможности для инвестиций. Прогнозируется некоторое увеличение числа безработных. Реальные доходы населения могут возрасти на 10%. Важное значение придается более активному выходу предприятий города на мировой рынок и привлечению иностранных инвестиций в ключевые отрасли материального производства и сферу обслуживания. Администрация города будет добиваться изменений в структуре экспорта и импорта, сокращая вывоз сырья и полуфабрикатов, закупки за рубежом товаров народного потребления и увеличивая поставки продукции отечественного машиностроения. Реализация в 1997 году перечисленных и других вошедших в программу стабилизационных мер улучшит положение города, однако не решит принципиальных проблем его социально-экономического развития. Стратегический выбор городу необходимо сделать в самое ближайшее время, в период до 2000 года, четко сформулировав его и приступив к реализации. Эта новая экономическая стратегия есть общественно признанный выбор населения, всех хозяйствующих субъектов, городских властей. Это стратегия взаимного согласия конструктивных сил. И главные ее направления, которые должны стать стержнем городской политики в ближайшие годы, таковы: реформирование экономических отношений, исходя из интересов большинства населения, поддержка эффективных собственников, подконтрольных обществу через систему действующего законодательства; сохранение равновесия и ассортиментного разнообразия на потребительском рынке; обеспечение максимальной занятости населения с учетом социально-профессиональных особенностей людей и квалификации; развитие приоритетных, дающих наибольший доход стратегических возможностей города в российском и мировом разделении труда; увеличение внутреннего хозяйственного оборота и максимальное насыщение потребностей города и его населения городской и отечественной продукцией, разработка и реализация мер по защите ряда жизненно важных сфер экономики Петербурга от иностранной конкуренции (при регулируемом ее допущении); расширение социально-экономических связей с Ленинградской областью и Северо-Западным регионом; развитие инвестиционно-инновационного процесса, постоянное обновление на этой основе выпускаемой продукции, повышение рентабельности и качества. Эти семь направлений определяют на ближайшее будущее действия городской администрации. Поскольку экономическая реформа в городе, как и в целом по России, находится, по существу, на начальном этапе, основная работа по ее реализации еще впереди. Мировой опыт столь крупномасштабных системных перестроек говорит о том, что их цикл требует 15 _ 20 лет. Реформа, основываясь в целом на действующем в стране законодательстве, в Петербурге должна проводиться в региональном варианте, в большей степени учитывать особенности города, наличие в нем огромного научно-технического и военно-промышленного потенциала. В связи с этим экономический облик Петербурга складывается из следующих функций: 1. Сохранение и развитие промышленной функции с ориентацией на российский и зарубежный рынок. Использование прогрессивных технологий ВПК, в том числе по линии международного сотрудничества. Город как "форпост индустриализации" (постиндустриализации) Российской Федерации. Акцент на выпуск стартовых серий новой техники широкого ассортимента, высококачественных потребительских товаров. 2. Город как крупнейший транспортно-коммуникационный, коммерческий и посреднический центр, обслуживающий до 1/3 внешнеторгового оборота страны и обеспечивающий значительную часть предпринимательских контактов России с Западом. 3. Город как научно-технический, культурно-образовательный, информационный центр, создающий и передающий соответствующую интеллектуальную продукцию в разные регионы Российской Федерации и зарубежные страны. 4. Центр туризма, спортивных, культурных, политических, деловых, финансовых и иных международных связей. 5. Военно-стратегический центр (военные наука и технологии, производство и экспорт военной техники, подготовка кадров, базирование военных структур). На основе этих главных принципов и направлений развития Петербурга в программе сформулированы конкретные цели, которые предусматривается достичь к 2000 году в различных сферах городской жизни, подробно изложены пути их достижения. В XXI век наш город войдет с меньшими, чем прежде, объемами промышленного производства в ряде отраслей, с возросшими возможностями в научных исследованиях, в предоставлении транспортных, коммерческих, образовательных услуг, с укрепившейся финансовой структурой и системой инвестиций. Целенаправленной и более эффективной станет социальная политика, направленная на улучшение качества жизни горожан. Важной частью программы является та, в которой сформулированы принципы ее реализации и обновления механизма управления развитием Петербурга. Здесь сформулированы шесть главных принципов _ законность, объективность, обоснованность, гибкость, организованность, управляемость. При этом учтен опыт функционирования администрации города в предшествующие годы и предусмотрено использовать методы управления, известные в мировой практике бизнеса и позволяющие сотрудникам администрации, предпринимателям, общественным организациям всемерно проявлять инициативу и действовать самостоятельно, придерживаясь единых ориентиров, заданных стратегическим планом развития Петербурга.