[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 11(1436), 21 января 1997
SPb Ved gerb

Монополия на алкоголь. Чья? Спиртными напитками в нашем городе торгуют 10 тысяч магазинов и ларьков Юрия Александровича Никулина (генерального директора АО "Ливиз") знаю как человека с чувством юмора и оптимизма. На этот раз он был озабочен и даже зол. _ Повода для оптимизма нет, _ так объяснил он свое настроение. _ Слышите, в ушах звенит от тишины. Предприятие в очередной раз находится в "загуле", т. е. стоит. И все потому, что наши бутылки с добротной продукцией пылятся на складах _ не востребованы торговлей. А привозная водка и поддельная бормотуха продаются на каждом углу. Сейчас алкогольной продукцией торгуют более 10 тысяч магазинов и ларьков. Раньше их было всего около 300. Сколько же надо, должно определить городское правительство, которое выдает лицензии на право торговли спиртным. Рынок есть рынок, и пусть на прилавках будет псковская, вологодская, новгородская и, конечно, ливизовская водка. Если покупателю нравятся вологодское масло и вологодская водка, пусть едят и пьют их. А мы тогда будем думать, почему их продукция популярна, а наша _ нет. _ Но ведь покупают прежде всего ту продукцию, которая дешевле. _ Сразу хочу пояснить, что у законопослушных производителей хорошая водка дешевой не бывает. К подпольщикам это не относится. Они об акцизах не думают, да и спирт приобретают обходными путями, а порой используют технически. Путей удешевления водки много. К примеру, афера с приобретением алкоголя, выпущенного нашими ликеро-водочными заводами на экспорт. На экспортируемую водку мы не платим акцизов. Предприимчивые "бизнесмены" нашли тут лазейку. Предназначенную и оформленную документально для вывоза за границу продукцию они оставляют здесь и продают, естественно, гораздо дешевле. _ Это называется грабежом государства. _ Иначе не назовешь. Но делается-то все с ведома государственных чиновников, с их помощью растаскиваются "живые" деньги. Хаос в торговле водкой начался с декабря 1991 года, когда вышел президентский указ о либерализации цен. Тогда и выпустили джинна из бутылки, т. е. государство отказалось от монополии на алкоголь, и золотая жила оказалась в руках мафии. Вскоре поняли, что дело надо поправлять. В мае 1992 года вышло постановление правительства "О мерах по упорядочению производства винно-водочных изделий и пива и торговли этой продукцией". Результаты известны _ алкогольный рынок продолжал жить по своим законам. В июне 1993 года выходит очередной указ президента о восстановлении государственной монополии на производство, хранение и оптово-розничную продажу алкогольной продукции. И опять все остается по-прежнему. Я еще долго могу вам перечислять весь комплект нормативных документов. Назову только их заголовки: о стабилизации, об устойчивости, о помощи, о защите отечественных производителей. Посмотрите, какие заголовки! А в результате все спиртовые заводы стоят. Подпольный спирт идет с Украины и Белоруссии, кроме того _ сразу в подпольные цеха. Да еще и каждая вторая импортная бутылка с алкоголем доставляется к нам контрабандно, не проходя таможенный и санитарный контроль. А отечественные ликероводочные заводы работают всего на 40 процентов своей мощности. Еще немного, и мы можем полностью прекратить свое существование. _ Юрий Александрович, вам никогда не приходила в голову мысль выпускать водку дешевую? _ Никогда не приходила. Хотя предложений поступало и поступает много. Но я считаю _ точнее, не только я, но и моя команда, _ что потерять лицо легко, потом восстановить его трудно. Наша водка уже ровно 100 лет (кстати, в этом году мы отмечаем свой вековой юбилей) изготавливается по старинным русским рецептам. И мы самыми первыми вышли на экспорт в 1949 году. И сейчас Америка просит больше всего нашей водки. _ Не секрет, что сегодня в торговле все же появляются ваши "Пятизвездочная", "Петр Великий", "Синопская", но в более дешевом "исполнении". Откуда берется эта водка? _ "Черный бизнес" вышел на качественно новый уровень. Фальшивый "ЛИВИЗ" распространяется крупными партиями по оптовым торговым базам и далее попадает в магазины. У оптовых покупателей не возникает сомнений в подлинности продукции, так как она снабжается сертификатами качества _ тоже поддельными, но хорошо изготовленными. А низкую цену эти поставщики объясняют тем, что они якобы арендуют производственные линии у нас в ночное время и тем самым снижают ее себестоимость. Так вот я через газету заверяю всех, что мы никогда и никому не сдавали и не сдаем свои цеха. Откуда берется фальшивый "ЛИВИЗ"? Вот вам пример. Буквально на днях звонят нам из финскаой фирмы (которая делает этикетки и колпачки для бутылок) и задает вопрос: вы давали кому-нибудь свой патент на изготовление "Пятизвездочной" водки? Конечно нет, отвечаем мы. Оказывается, к ним обратились два жулика с просьбой изготовить наши фирменные знаки. Но прежде чем принять заказ, представитель фирмы позвонил нам. Это порядочная компания, а другая _ сделает. _ Понимаю. Указы и постановления правительства вас, производителей, не спасли. Но ведь уже действует многообещающий орган _ ВЧК. С ним связываете какие-либо надежды? _ Для нас эта ВЧК ничего нового не создаст. На последнем заседании там рассматривался вопрос о введении монополии на оборот алкогольной продукции. Но ведь до ВЧК, я уже вам показал папку, документов было много, а монополии-то давным-давно нет. А тем более в Питере ее и быть не может, потому что мы до сих пор не имеем правил торговли алкоголем. _ Уже более полугода в Законодательном собрании не могут утвердить правила торговли водкой в Петербурге. _ Видимо, беспредел в продаже алкогольных напитков кого-то устраивает: ведь меньше пить люди не стали, даже по статистике пьют больше; и деньги в Неву не уплывают, а просто перераспределяются. Раньше прибыль от продажи водки и вина поступала только в госбюджет и составляла основной его доход, а теперь большая часть прибыли от продажи алкоголя проплывает мимо казны. В итоге город ежемесячно недополучает более сорока миллиардов рублей. Можете себе представить, какие потери несет бюджет России. Так что из нарисованной картины, я думаю, ясно, чья монополия сохраняется на алкогольном рынке. _ Но тем не менее государство продолжает борьбу за монополию на алкоголь и с 1 января вводит маркировку всей ликероводочной продукции. _ Только наивные люди могут надеяться на наведение порядка в этой области с помощью маркировки. Доллары подделывают, а уж марку подделать изобретателям-жуликам труда не составит. Но мы, законопослушные производители, будем выполнять и это постановление, хотя и здесь все с ног на голову поставлено. Ведь постановление-то вышло 12 августа, а правила и разъяснения поступают 25 декабря. И вот за оставшиеся пять дней года предприятие должно приобрести дорогостоящее оборудование, марки... А продукцию уже отправлять без маркировки нельзя. Так что сейчас свободных от работы людей мы посадим вручную приклеивать эти бумажки на бутылки. Кстати говоря, сразу хочу предупредить, что каждая бутылка из-за этого новшества подорожает на 840 рублей, потому что марка стоит 100 рублей и входит в себестоимость, значит акциз на нее _ 556 процентов плюс НДС _ 20, и получается кругленькая сумма. А если бы эта наклейка не входила в себестоимость, тогда подорожание водки было бы всего на 100 рублей, т. е. _ стоимость марки. _ Юрий Александрович, но многие отечественные производители развивают фирменную торговлю, где гарантируется качество продукции, и цены там ниже. _ Мы отталкиваемся от сегодняшней ситуации, которая ненормальна. Фирменных магазинов для Петербурга достаточно два-три, я имею в виду наших, где отрабатываются новые виды продукции, проводится дегустация, собираются отзывы о качестве, оформлении бутылки и, конечно же, приучают население к культуре питья. Это смешно _ иметь фирменный магазин для того, чтобы гарантировать, что именно здесь продается нефальшивая водка. Это опять очереди, ведь вы проходили сейчас мимо нашего магазина и видели огромную очередь людей, желающих приобрести нашу неподдельную водку (на снимке). С фальшивой водкой надо бороться по-другому. Где пить и сколько _ решает сам человек, а что качество "питья" _ это забота государства. _ На что вы надеетесь? _ Для решения проблем алкогольного рынка нужна политическая воля (это не мои слова, это сказал один большой политический деятель), ведь смешно, когда полгода разрабатывают правила торговли, когда четыре месяца идут до исполнителей разъяснения по маркировке, когда ежемесячно издаются различные указы, постановления, разъяснения, и все это на бумаге. Мы с вами листали папки о государственной монополии на спиртное почти четыре часа. В этих документах и отражается деятельность нашего правительства. А надежда все же есть, потому что у государства нет другого пути увеличить бюджет, кроме как за счет акцизной продукции. Беседовала Надежда КОНОВАЛОВА


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]