[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 10(1435), 18 января 1997
|
Чечня "уходит"? Двухлетняя война в Чечне, если судить по официальным заверениям, закончена. Но, похоже, эта республика сейчас оказалась еще дальше от нас, чем это было в конце 1994-го. И пришло время платить по счетам. На прошлой неделе министр иностранных дел Евгений Примаков впервые озвучил на заседании правительства то, в чем боялись себе признаться кремлевские политики: проиграна не только война, но и сама Чечня. "Существует реальная угроза того, что Чечня де-факто и де-юре выйдет из состава России", заявил он и призвал "поставить амортизаторы" на этом "возможном" пути. К сожалению, это уже не "возможность", а, судя по всему, реальность. И как бы секретарь Совбеза И. Рыбкин ни рассуждал о том, что "главная задача теперь состоит в том, чтобы сохранить Чечню в правовом поле России", становится совершенно ясно одно: речи о сохранении ее в качестве субъекта Российской Федерации уже не идет. Кого винить? Потерпев фиаско в попытках доказать свою власть военной силой, Москва стала заигрывать с еще не так давно бывшими, как она сама их называла, террористами. Первой лептой, внесенной в начавшийся развал России, оказались подписанные Лебедем и Масхадовым осенью прошлого года хасавюртовские соглашения, по сути своей признающие Чечню в качестве международного субъекта. Чуть позже в Раздорах подписывается "временное соглашение о принципах сотрудничества", давшее старт формированию сепаратистского чеченского государства. Создаются собственные вооруженные силы, коалиционное временное правительство и местные органы власти. И все настойчивее звучит требование вывести российские военные формирования за пределы "Республики Ичкерия", международного признания которой все настойчивее добивается Грозный. Исламский мир практически уже признал, по крайней мере, некоторые страны, этот факт, и теперь Чечня приглашается в качестве наблюдателя на заседания Организации исламской конференции. Открываются представительства в разных странах, например, в Польше. Остается лишь переименовать их в посольства. Утираемся. Пожинаем плоды. И ничего теперь поделать не можем. Униженно предлагаем финансовую помощь на проведение президентских и парламентских выборов, которая небрежным царственным жестом отвергается. Да и не нужна она Чечне, уже получившей и израсходовавшей на предвыборную кампанию по подпольным каналам из-за рубежа свыше 300 000 долларов. Стоит ли удивляться словам Яндарбиева, не устающего беззастенчиво утверждать, что "сегодня Чечня независимое государство де-факто и де-юре"? И, как считают в Грозном, приближающиеся выборы только упрочат статус отколовшейся республики. Так и будет. Хотя Запад и твердит, что не в его интересах развал России, так это лишь на словах. Недаром представитель ОБСЕ Тим Гульдиман постоянно закрывает глаза на происходящие в Чечне факты, противоречащие нормам международного права и подчеркивает, что международное сообщество заинтересовано лишь в проведении легитимных и демократических выборов, а после них, говоря по-русски, хоть трава не расти. Политический аспект происходящего в этой республике якобы вне поля его зрения. Ну да, свежо предание... Недаром спикер Госдумы Г. Селезнев критически оценивает деятельность Гульдимана и абсолютно не уверен в законности предстоящих выборов в Чечне: "В них не примет участие большинство беженцев, составляющих почти половину населения республики. Это позволяет поставить под сомнение легитимность их результатов". Похоже, что нелегитимность предстоящих выборов с точки зрения российского законодательства уже никого не волнует. А ведь об этом можно говорить и потому, что, по словам председателя комитета по безопасности Госдумы В. Илюхина, "около 30 тысяч организованных и неорганизованных боевиков творят в республике произвол и беззаконие". Он считает, что "если МИД России в свое время заявил о нелегитимности результатов выборов в Абхазии, то такое же заявление мы должны сделать и в отношении Чечни". Грозный же тем временем настойчиво претворяет свой сценарий в жизнь. Наличие пяти основных кандидатов в президенты означает не больше не меньше как продолжение известной дипломатической игры, присущей многим "горячим" народам: при встрече _ улыбки, панибратские похлопывания по плечу и разные приятные слова, сами же продолжают делать свое дело. Так и здесь: Чечня дает понять, что демократичность выборов обеспечена, и что она готова к конструктивному диалогу, на деле же _ несгибаемый курс на отделение и получение международного статуса. Среди кандидатов и "лояльный" Масхадов, и "дипломатичный" Удугов. Но если что _ вот для острастки Шамиль Басаев, абсолютно уверенный в своей победе и отвергающий идею единого кандидата в президенты от "сил сопротивления". Кандидатура полевого командира Басаева, на совести и руках которого кровь множества людей, устраивает лишь часть оголтелых приверженцев жесткого насилия, но, конечно же, менее всего устроила бы политиков. Судя по различным опросам, большинство россиян категорически против амнистии этого полевого командира, зарегистрировавшегося кандидатом в президенты. Кстати, вопрос об амнистии участникам вооруженного конфликта, скорее всего, будет рассмотрен Думой в начале февраля. Фигура вице-премьера коалиционного правительства Мовлади Удугова, безусловно, симпатичнее. Уравновешенный, образованный. Возглавляет партию "Ичкерия", которая опирается в основном на сельское население, а это чуть ли не 70 процентов проживающих в республике. В силу этого он составляет серьезную конкуренцию нынешнему главе временного правительства Зелимхану Яндарбиеву. Яндарбиев же считает, что в его руках неоспоримые козыри: он официальный преемник Дудаева, у него формальный статус президента и контроль над рядом местных администраций, а следовательно и над избиркомами, поддержка набирающего силу в республике исламизма. И он всецело пользуется данной ему пока властью, чему свидетельством стало недавнее увольнение с постов ряда руководителей министерств и ведомств коалиционного правительства. По всей видимости, основной поединок 27 января развернется между ним и Асланом Масхадовым, у которого, по всем прогнозам, наибольшие шансы на победу. Эта фигура определенно предпочтительнее и для Москвы, вынужденной теперь делать хорошую мину при плохой игре. Военно-политический лидер сепаратистов наиболее гибок, хотя и последователен в достижении своих целей, но он также и менее идеологизирован. С ним Москве, возможно, легче будет вести диалог в открывающей далеко не радостной перспективе отношений с Чечней, которую уже не удержать. Федеральным властям придется вести этот диалог с любым из нынешних претендентов, кто бы ни возглавил чеченский народ. Но о чем? Ясно, что Чечня все равно будет продолжать добиваться международного признания и остановят ли ее грозные окрики российского МИДа? Воинствующий исламский фундаментализм набирает в этой республике все большие обороты и ненароком вскорости она превратится в передний край этого движения с последующим прицелом на другие районы России с мусульманским населением _ что можно будет этому противопоставить постфактум? Чечня уже сейчас требует, а после проведения "легитимных" выборов в еще более жесткой форме намерена поставить вопрос о своей доле в разработке каспийских нефтепромыслов и в транспортировке нефти через ее территорию. Иначе Грозный грозится, что "нефть не будет транспортироваться через Северный Кавказ". В перспективе соседние мусульманские страны, использовав уже начавшуюся междуусобицу нынешних кандидатов, очевидно, начнут борьбу за сферы влияния в этом, да и во всем северокавказском регионе. Вот что мы имеем на данный момент, желая слыть демократичными, не умея вести национальную политику и ведя страну к неминуемому развалу. Татьяна ЗАЛУЦКАЯ