Масс-медиа Центр Проблемы совр. экономики Исламское страхование РЕСУРСУПАК | АКВА СИСТЕМС Потреб. общество АльтернативА |
Аренда квартир АН АББАТ |
[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 183(2573), 9 октября 2001
|
Гастроли
Воланд и его команда Молва обычно опережает театры, приезжающие в Питер на гастроли.
Даже если он, как это было с Крымским академическим русским драматическим театром им. М. Горького, не выступал в нашем городе двадцать пять лет. Когда речь заходит об этом коллективе, знатоки говорят: "Как же, читали-читали. Там гениальный художественный руководитель. За тридцать лет работы не только не развалил театр, но приучил публику смотреть спектакли по пять-шесть раз. И здание так перестроил, что у него теперь семь сценических площадок, не считая филиала".
О талантах Анатолия Григорьевича Новикова ходят легенды. Но когда театр из Симферополя приезжает покорять Петербург, все заслуги перед культурой Украины и все регалии остаются за скобками. Есть только спектакли _ "голый человек на голой сцене". Открылись гастроли "Мастером и Маргаритой", где Новиков предстал не только в качестве постановщика, но и сыграл роль Воланда. И сразу же стало ясно: в тех слухах, что доходят до нас, лишь верхушка айсберга. Молва доносит не весь объем информации, упуская порой весьма ценные факты.
Даже то, что увидела питерская публика, не передает всей картины.
Репертуар симферопольцев _ это семьдесят (представляете?!) спектаклей, а мы посмотрели только четыре. Увиденное свидетельствует: перед нами действительно театр одного режиссера. Авторский театр. Настолько авторский, что литературная основа порой меняется до неузнаваемости, подчиняясь воле постановщика. Так, перенося на сцену знаменитый роман Михаила Булгакова, Новиков сосредоточил внимание на истории любви Мастера и Маргариты, пожертвовав множеством эффектных эпизодов и важных сюжетных линий. На роль Мастера режиссер выбрал Анатолия Бондаренко, который играет не борца, не гения, а вполне заурядного человека. Его одолевают демоны, словно сошедшие с рисунков Гойи. Конфликт героя с миром шире оппозиции к конкретной власти. И разрешается он лишь благодаря встрече с женщиной его мечты. Видимо, не случайно Маргарита в исполнении Светланы Кучеренко похожа на тех звезд советского кино, в которых влюблялись миллионы зрителей, _ то ли Людмила Целиковская, то ли Валентина Серова. Белокурая скромница, уютная, сердечная и нежная, как и надлежит быть той, что посвятила себя Мастеру.
Недаром, глядя на них, Воланд только руками разводит. При такой трактовке сцены из романа Мастера, не претендуя на философские обобщения, становятся наглядной иллюстрацией тезиса "рукописи не горят".
Это могло бы снизить интерес к образу Понтия Пилата. Однако выручает артист, играющий роль Прокуратора Иудеи. В исполнении Виктора Навроцкого это сильная личность, приковывающая к себе внимание. Его головная боль _ метафора трагической раздвоенности, его сердце с Иешуа, его долг _ защищать интересы государства.
В былые годы такой артист, как Виктор Навроцкий _ настоящий герой, обладающий всей палитрой необходимых для сцены качеств (рост, фигура, голос, темперамент), непременно подвергся бы атакам московских и питерских импресарио. Кому не хочется иметь в труппе актера, на котором может держаться репертуар? Он играет и романтических персонажей вроде Генриха VIII, и возрастные роли (старик Ванюшин), и характерные, и трагические. Однако, видимо, прошли те времена, когда провинциальные труппы рассматривались как доноры столичных театров. Да и квартирный вопрос, как известно, испортил не одних москвичей. Впрочем, если бы в труппе был только один солист, это был бы совсем другой театр.
Воланд явился в наш город с большой свитой, в которой не только Фагот, Азазелло, Кот Бегемот и Гелла. Труппа крымского театра выдерживает сравнение со столичными коллективами. В ней есть актеры разных возрастов и разных амплуа. Они составляют ровный и сильный ансамбль, в котором группа лидеров не отделена от "вторых сюжетов" пропастью (как это частенько случается в провинции). Даже странно, как удалось это в городе, во многом оторванном от театральных магистралей. Кто-то приехал из Киева, переезду иных способствовал развал Советского Союза, поэтому на афише значатся заслуженные артисты Таджикистана, Узбекистана, Российской Федерации, не говоря уж о заслуженных и народных Украины. Заняты в спектаклях и выпускники школы-студии.
В наш город театр прибыл чуть не всем творческим составом, с репертуаром отнюдь не камерного свойства. Можно только смутно догадываться о финансовых издержках этого вояжа и о том, сколько сил понадобилось дирекции для преодоления таможенных барьеров, все еще существующих между Россией и Украиной. Тут явно не обошлось без черной магии.
Похоже, что демонический дар Воланда реализуется не только на сцене.
Более того, на подмостках народный артист Новиков ничуть не акцентирует свое лидерство. За большую жизнь, прожитую в искусстве, он, как видно, наигрался и теперь может позволить себе выйти даже в эпизодической роли. Однако жаль, что он не привез в Питер нашумевшую версию "Ревизора", где Городничего они играют вдвоем с Виктором Навроцким.
Пьесы, что значатся в гастрольной афише, не раз приходилось видеть в бенефисном исполнении, когда все внимание концентрировалось на драме старика Ванюшина или Тевье-молочника, а остальные персонажи превращались в безликую массовку. В постановках Новикова высвечиваются и главные, и побочные линии. Недаром аплодисменты срывают не только главные герои. Так, например, Наталья Малыгина в роли Голды и Владимир Кондратьев в роли старика Лейзера ("Поминальная молитва") растрогали несентиментальную питерскую публику до слез. В "Детях Ванюшина" успех имели Лидия Шилова (Клавдия) и Светлана Кучеренко (генеральша), не пожалевшие сатирических красок для своих героинь. Олег Меленевский, у которого была возможность блеснуть в больших характерных ролях, ничуть не меньше запомнился в невыигрышной вроде бы партии Кромвеля ("Королевские игры"), где был предельно строг и сдержан. Оценила публика и современную трактовку образа "нового русского" Костика Ванюшина (Игорь Бондзик).
Оттого театр и не выглядит провинциальным, что здесь не обслуживают звезд, а все вместе раскрывают смысл каждой пьесы. Здесь в первую очередь думают о публике, которая в Симферополе _ особенная. Как я узнала, пятнадцать процентов горожан постоянно посещают театр (для сравнения: в Петербурге в театр ходят от силы три процента). Эти зрители ценят мелодрамы, семейные истории, поэтому с годами именно они стали "коньком" режиссера. К разновидностям этих жанров сводятся и "Поминальная молитва", и "Королевские игры", и, разумеется, "Дети Ванюшина".
Однако в каждом спектакле возникают свои нюансы. В "Поминальной молитве" рассказ о Тевье-молочнике перерастает в чрезвычайно актуальные для Крыма размышления о том, как умеют ладить меж собой люди разных вероисповеданий, которым лишь неодушевленные внешние силы мешают жить в мире и согласии. Видно, что пафос спектакля небезразличен и для питерской публики. Недаром в финале зал встает, долго аплодируя не только мастерству артистов, но и мыслям, что рождает спектакль.
Похоже, что наши зрители истосковались по социальным порывам. В театре нынче не принято говорить о том, о чем спорят дома возле телевизора. Мудрый Новиков уловил эту общественную потребность и дал публике и посмеяться, и поплакать, и пережить чувство солидарности с героями спектаклей.
"Я открою вам тайну, _ говорил Воланд, _ я вовсе не артист, а просто мне хотелось повидать москвичей в массе, а удобнее всего это было сделать в театре". Крымский Воланд пожаловал не в белокаменную (куда театр, кстати, собирается на будущий год), а в северную столицу. И выбрал не варьете, а Александринку, чтобы повидать петербуржцев "в массе". Расчет оказался точным: судя по всему, встреча удалась, публика открыла для себя новый коллектив, доказавший, что не только в столицах знают толк в искусстве. Выдержал театр и соревнование с многочисленными гастрольными труппами, которых в эти дни как никогда много в нашем городе. Так что на вопрос, какой театр вы предпочитаете в это время года, зрители теперь отвечают вполне определенно: "Крымский русский драматический".
Елена АЛЕКСЕЕВА