[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 182(2572), 6 октября 2001
SPb Ved gerb

Голицыны: во фраке и без
Среди безымянных миниатюрных портретов в собрании Русского музея находятся два, которым, наверное, пришла пора вернуть имена.

Первый из портретов, написанный французским художником Ж. А. Пэншоном в 1803 году, числится в каталоге как "неизвестный из семьи Голицыных". По моему мнению, представлен на нем князь А.ЪМ.ЪГолицын (1772 _ 1821). У Александра Михайловича была весьма характерная внешность: этот потомок старинного рода отличался удлиненным, немного лошадиным лицом, из-за которого в обществе его прозвали le prince cheval, то есть "князь-лошадь". Одновременно князя называли "маленький Голицын" и любили за веселый нрав и умение быть приятным собеседником.

Сравнение с другими известными портретами А.ЪМ.ЪГолицына, прежде всего со знаменитым произведением Ореста Кипренского из Третьяковской галерее, подтверждает это предположение: здесь то же лицо с большими карими глазами, характерными толстыми губами и ямочкой на подбородке.

Разве что у Кипренского Голицын представлен романтическим героем, с вьющимися кудрями и загадочной полуулыбкой, а с портрета Пэншона на нас смотрит молодой человек с холодновато-сдержанным взглядом и прической a la Titus (как у римского императора Тита), модной в начале XIX столетия.

Об Александре Михайловиче Голицыне особенно говорить нечего: был он типичным придворным, "куртизаном", как тогда говорили. Порой, стараясь прислужиться высочайшим особам, вмешивался в дворцовые интриги, много времени проводил за границей и умер в Париже еще совсем не старым...

Вторая миниатюра обозначена как "Портрет неизвестного в синем фраке"; датирована она второй половиной 1800-х и принадлежит кисти итальянца А. Молинари. Вернуть имя этому "неизвестному" помог другой портрет работы Молинари, хранящийся в Музее Тропинина в Москве.

Достаточно взглянуть на эти портреты, чтобы понять: на них изображен один человек, только на одном он моложе, а на другом старше и мужественнее. Это князь А. С. Голицын (1789 _ 1858), принадлежащий к другой ветви того же рода. Он тоже имел два прозвища _ Рыжий и Золотой, характеризовавшие как цвет его волос, так и качества души.

Александр Сергеевич Голицын, сын екатерининского генерал-аншефа и одной из племянниц князя Потемкина, со временем и сам дослужился до генерала. Он был, если верить Ф. Ф. Вигелю, умен и храбр, но с "ложными" понятиями о чести и чересчур упрямым нравом, что мешало его служебной карьере. Впрочем, указанные Вигелем недостатки вредили лишь самому князю и в иных обстоятельствах могут быть сочтены достоинствами...

По словам других знавших его, Голицын пользовался любовью окружающих, обладал удальством и остроумием, а также весьма ценимой в военной среде способностью много пить, не пьянея. У него было много друзей, в том числе людей известных, таких как Петр Вяземский, Адам Мицкевич, Карл Брюллов. Князь и сам не был чужд искусств, а его стихи и эпиграммы были весьма популярны в обществе...

Анатолий ИВАНОВ На иллюстрациях: А.ЪМ.ЪГолицын; А. С.ЪГолицин.


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]