[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 181(2571), 5 октября 2001
|
Стекольщики из Баварского леса
Вы никогда не задумывались, сколько стекла окружает нас в жизни?
Мы едим из стеклянной посуды, смотрим в стеклянные окна, ставим розы в стеклянные вазы, одеваем стеклянные очки. Но для кого-то этот хрупкий прозрачный материал становится синонимом творчества, и тогда ему посвящают жизнь.
На прошлой неделе в Санкт-Петербург приехала группа немецких художников по стеклу. Они живут во Фрауэнау _ крошечном городке в Баварском лесу. Там каждый второй _ стеклянных дел мастер. Сотни лет это ремесло передается в прямом смысле от отца к сыну. Более того, во Фрауэнау регулярно проводятся симпозиумы, на которые приезжают художники со всего мира, чтобы, как говорится, на других посмотреть и самим лицом в грязь не ударить. Впервые в прошлом году такой фестиваль посетили и российские мастера. По словам Владимира Маковецкого _ руководителя творческого объединения граверов по стеклу "МакГрав", от такого количества работ, выполненных в разнообразных техниках и манерах, уровня профессионализма художников захватывало дух.
Нынешний приезд немцев в наш город продиктован желанием ближе узнать, как обстоят дела с искусством стекла в России. Европа мало знакома с творчеством наших мастеров, но заинтересована чрезвычайно.
Гостям, конечно, показали Петербург, повели в Эрмитаж, Русский музей... Обычными музейными маршрутами организаторы экскурсии решили не ограничиваться. Немецким художникам дали возможность посетить запасники, где хранятся изделия из стекла со всего мира. По словам очевидцев, впечатление было настолько сильным, что руководителя делегации Эрвина Айша после экскурсии немного "покачивало".
Кроме музеев, гостей возили в мастерские известных петербургских мастеров по стеклу и в Елагин дворец, где сегодня находится богатейшая коллекция не так давно почившего в банкротстве завода "Невский хрусталь".
А затем два немецких художника, Эрвин Айш и Альфонс Ханнес, прочитали лекцию студентам Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии. Слова они иллюстрировали привезенными слайдами. Оказалось, что Альфонс Ханнес _ некто иной, как бургомистр Фрауэнау и, конечно, активный участник проходящих там симпозиумов. На его слайдах _ улыбающиеся лица художников и их творения.
Эрвин Айш _ один из крупнейших художников стекла в своей стране.
В 1962 году его близкий друг американец Харви Литтлтон открыл первую камерную авторскую студию стекла. Как говорит Айш, с тех пор стекло перестало быть лишь одним из атрибутов быта. Художники стали творить прозрачные вещи. В подтверждение своих слов Айш показал несколько слайдов своих авангардных инсталляций, предметов и картин из стекла. Главная тема творчества проста _ отношения мужчины и женщины. Она воплощается в стеклянных пластинах, покрытых краской и гравировкой, в скульптурах, даже в обычной посуде. Странные лица, яркие цвета, неожиданные ракурсы.
Излюбленная форма художника _ стеклянные бюсты. Один из них изображает бывшего канцлера Германии Гельмута Коля.
Как говорит Айш, раньше его в основном занимала абстракция. Сегодня же хочется вернуться к природе, плавности линий человеческого тела. Взглянув на последние работы немецкого коллеги, наши художники разводили руками: если это называется поворотом к реализму, то что же такое абстракция? Как бы то ни было, для профессионалов приезд немецких мастеров стал важным событием. Культурный обмен, что ни говори, вещь полезная.
Мария КРАСКОВА