[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 139(2529), 4 августа 2001
|
Уставный суд Санкт-Петербурга
Дело # 001 Определение # 001-4 от 26 декабря 2000 года По делу о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга статей 5, 6, 7, 8 Закона Санкт-Петербурга "О порядке регистрации уставов муниципальных образований Санкт-Петербурга"
Уставный суд Санкт-Петербурга в составе Председателя Н. М. Кропачева, судей О. В. Герасиной, Н. Ф. Гуцан, Л. Б. Ескиной, В. Г. Ильинской, А. И. Осоцкого, с участием Председателя Муниципального совета муниципального образования в границах территориальной единицы СПб город Сестрорецк _ И.
А. Романькова, представителя указанного Муниципального совета _ адвоката А. А. Аникина, представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга _ кандидата юридических наук В. А. Винокурова, представителя губернатора Санкт-Петербурга _ адвоката А. А. Иванова, руководствуясь пунктом 1 статьи 51 Устава Санкт-Петербурга, подпунктом "а" статьи 3, статьями 30, 63, 72, 73, 74 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", рассмотрел в открытом заседании дело о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга статей 5, 6, 7, 8 Закона Санкт-Петербурга "О порядке регистрации уставов муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Муниципального совета муниципального образования в границах территориальной единицы СПб город Сестрорецк о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга статей 5, 6, 7, 8 Закона Санкт-Петербурга от 9 декабря 1997 года # 207-67 "О порядке регистрации уставов муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Заслушав сообщение судьи-докладчика Л. Б. Ескиной, объяснения представителей сторон, исследовав представленные документы и иные материалы, Уставный суд Санкт-Петербурга УСТАНОВИЛ: 1. В запросе Муниципального совета муниципального образования в границах территориальной единицы СПб город Сестрорецк оспариваются положения Закона Санкт-Петербурга "О порядке регистрации уставов муниципальных образований Санкт-Петербурга", устанавливающие порядок подготовки устава муниципального образования к регистрации в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга, оформления регистрации, основания для отказа в регистрации, порядок обжалования такого отказа, а также внесения изменений и дополнений в уставы муниципальных образований.
Как утверждается в запросе, указанные нормы по существу вводят дополнительную процедуру к порядку вступления в силу уставов муниципальных образований, а также вносимых в них изменений и дополнений. Уставом же Санкт-Петербурга никакие дополнительные требования к порядку вступления в силу уставов муниципальных образований и соответственно изменений и дополнений, вносимых в них, не предусмотрены. При этом заявители ссылаются на пункт 2 статьи 62 Устава Санкт-Петербурга, которым установлено: "Устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно". Таким образом, авторы запроса усматривают несоответствие Закона Санкт-Петербурга "О порядке регистрации уставов муниципальных образований Санкт-Петербурга" (статей 5, 6, 7, 8) Уставу Санкт-Петербурга (пункту 2 статьи 62), породившее правовую коллизию относительно момента приобретения правоспособности органов местного самоуправления в части вносимых изменений и дополнений в уставы муниципальных образований, то есть момента вступления их в силу.
2. В ходе судебного заседания представители Муниципального совета муниципального образования, расположенного в границах территориальной единицы СПб город Сестрорецк, предъявили Постановление указанного Муниципального совета от 25 декабря 2000 года, в котором к ранее поставленному ставится вопрос о соответствии статей 5, 6, 7, 8 Закона СанктПетербурга "О порядке регистрации уставов муниципальных образований Санкт-Петербурга" пункту 1 статьи 3 Устава Санкт-Петербурга. Представители Муниципального совета считают, что оспариваемые нормы Закона Санкт-Петербурга не гарантируют права граждан на местное самоуправление, а также на участие в выборах в местное самоуправление.
В соответствии с пунктом 2 статьи 63 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" Уставный суд Санкт-Петербурга принимает итоговое решение по существу вопроса, принятого к рассмотрению, только по предмету, указанному в обращении. Статьи 30 _ 38 Закона "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", определяют необходимую предварительную процедуру рассмотрения обращений в Уставный суд Санкт-Петербурга, которая является обязательной. Следовательно, поставленный в дополнение к предмету обращения вопрос о том, гарантирует ли процедура регистрации уставов муниципальных образований, установленная статьями 5, 6, 7, 8 Закона Санкт-Петербурга "О порядке регистрации уставов муниципальных образований Санкт-Петербурга", права граждан на местное самоуправление и участие в выборах в местное самоуправление, Уставным судом Санкт-Петербурга в рамках данного дела рассмотрен быть не может.
3. Регулирование общественных отношений, возникающих в процессе принятия и вступления в силу уставов муниципальных образований, Конституция Российской Федерации относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72). Круг же вопросов, устанавливаемых в конституции (уставе) субъекта Российской Федерации, федеральной конституцией вообще не определен. В Федеральном законе от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" среди вопросов, обязательно регулируемых в конституции (уставе) субъекта Федерации, такие вопросы, как разработка, принятие, регистрация, вступление в силу уставов муниципальных образований не указаны.
В то же время, принятый в соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации Федеральный закон от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установил требование обязательной государственной регистрации устава муниципального образования в порядке, определяемом законом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 8). Такой порядок в отношении муниципальных образований на территории Санкт-Петербурга и был установлен Законом Санкт-Петербурга "О порядке регистрации уставов муниципальных образований Санкт-Петербурга", однако нормы, регулирующие процедуру вступления в силу уставов муниципальных образований, в данном законе отсутствуют.
4. Вопрос же о вступлении в силу уставов муниципальных образований урегулирован Федеральным законом от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 5 статьи 8) и Законом Санкт-Петербурга от 23 июня 1997 года "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" (пункт 5 статьи 5).
Устав Санкт-Петербурга принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 14 января 1998 года, то есть в период, когда обозначенный вопрос уже был решен в порядке, определенном действующим законодательством (пункт "н" части 1 статьи 72, часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). С учетом того, что в уставе субъекта Российской Федерации согласно его правовой (правоустановительной, статутной) природе, регулируются лишь общие вопросы организации государственной власти и местного самоуправления в субъекте Российской Федерации, законодатель Санкт-Петербурга не воспроизвел в Уставе Санкт-Петербурга названные выше нормы федерального закона и закона Санкт-Петербурга.
Таким образом, вопросы о необходимости и порядке регистрации уставов муниципальных образований, как и о моменте вступления в силу этих нормативных актов, а также вносимых в них изменений и дополнений в Уставе Санкт-Петербурга не урегулированы. Действующее федеральное законодательство не относит эти вопросы к числу устанавливаемых конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Указанные вопросы решены в ранее принятых Федеральном законе и законах Санкт-Петербурга.
Исходя из изложенного и руководствуясь подпунктом 2 пункта 1 статьи 58, пунктом 2 статьи 61 и статьями 62 и 63 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", Уставный суд Санкт-Петербурга ОПРЕДЕЛИЛ: 1. Прекратить производство по делу на том основании, что вопрос, регулируемый Законом Санкт-Петербурга и оспариваемый Муниципальным советом муниципального образования в границах территориальной единицы СПб город Сестрорецк, не регулируется Уставом Санкт-Петербурга.
2. Настоящее определение Уставного суда Санкт-Петербурга окончательно и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
3. Руководствуясь пунктом 4 статьи 63 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", опубликовать настоящее определение в газете "Санкт-Петербургские ведомости".
Председатель Уставного суда Санкт-Петербурга Н. М. КРОПАЧЕВ Судья-секретарь Уставного суда Санкт-Петербурга В. Г. ИЛЬИНСКАЯ