[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 139(2529), 4 августа 2001
SPb Ved gerb

Страницы истории
Русская Америка Многие средства массовой информации муссируют договоренности, которыми обменялись в Генуе президенты США и России. Не будем повторяться и приоткроем еще одну тему, по которой найдено взаимопонимание.

Главы двух великих держав поддержали идею создания в Сан-Франциско первого памятника, связанного с ролью России в освоении Калифорнии. О чем сегодня напоминают многие названия и словосочетания: Русский холм, форт Росс, Русская Америка...

"Приятно осознавать, что память об отечественных исследователях и первопроходцах, внесших свой вклад в освоение этих столь удаленных от нашей родины земель, жива и по сей день и составляет неотъемлемую часть историко-культурного богатства США", _ подчеркнул в своем письме Владимир Путин, отвечая инициативной группе по созданию памятника.

Американский президент ответил не менее оптимистично: "Я приветствую ваше внимание к строительству памятника благородным людям доброй воли, которые работали, чтобы помочь сделать наш мир лучшим местом для каждого из нас. Я бы хотел, чтобы можно было написать закон, который заставил бы людей любить друг друга..."

Что же такое Русская Америка? Когда началась ее история и как она развивалась до наших дней? На эти и другие вопросы мы попросили ответить начальника научно-экспедиционного отдела Центрального военноморского музея Сергея Владимировича ЧЕРНЯВСКОГО, капитана 1-го ранга запаса.

_ Это одна из ярких страниц славной флотской летописи, _ пояснил он. _ А началась она 23 июля 1732 года, когда штурман И. Федоров и геодезист М.ЪГвоздев на боте "Святой Гавриил" вышли из Нижне-Камчатска.

Двигаясь дальше на восток, мореплаватели 21 августа увидели берег Америки и подошли к нему в районе теперешнего мыса Принца Уэльского.

Высадке на берег помешала погода.

Продолжая плавание на юг, наши соотечественники 22 августа подошли к острову Кинга, с которого на лодке к боту подошел местный житель. От него Федоров и Гвоздев получили некоторые сведения о "Большой земле". Из-за нехватки продовольствия "Святой Гавриил" прекратил дальнейшее обследование и 28 сентября вернулся на Камчатку.

Так русские впервые пересекли пролив между Азией и Америкой и установили контакт с местными жителями.

_ Насколько известно, вскоре была и другая экспедиция...

_ Пока Федоров и Гвоздев были в пути, в Петербурге готовилась новая грандиозная экспедиция, которая вошла в историю под названием "Великая Северная (Вторая Камчатская) экспедиция 1733 _ 1743 гг.". В ее состав входили пять отрядов. Одному из них под руководством капитан-командора В. И. Беринга была поставлена задача достичь северо-западных берегов Америки. Помощником Беринга был капитан-лейтенант А. И. Чириков.

4 июня 1741 г. на построенных в Охотске пакетботах "Святой Петр"

под командованием Беринга и "Святой Павел" под командованием Чирикова экспедиция вышла из Петропавловской гавани на Камчатке в восточном направлении на поиски берегов Америки. 20 июня в тумане суда потеряли друг друга из виду, и с этого времени их плавание проходило раздельно.

16 июля Беринг увидел берег Америки. 20 июля "Святой Петр" встал на якорь у острова, названного островом Святого Ильи (остров Каяк).

Вдали на материке хорошо просматривалась вершина одноименной высокой горы...

Дальнейшее плавание продолжалось в западном направлении. 26 июля был открыт остров Кадьяк. Продвигаясь южнее Алеутской гряды, Беринг открыл еще несколько островов. В конце сентября начались осенние шторма. Продовольствие подходило к концу, большая часть экипажа заболела цингой. 4 ноября была замечена земля, куда и высадились мореплаватели.

Судно штормом выбросило на отмель. Экипаж провел тяжелую зиму. 8 декабря Беринг умер. Весной 1742 г. из остатков разбитого судна было построено новое судно, также названное "Св. Петр", на котором 46 оставшихся в живых участников экспедиции из 77 человек 26 августа 1742 г.

вернулись в Петропавловскую гавань.

В память о выдающемся мореплавателе остров был назван его именем _ остров Беринга, а группа островов получила название Командорских.

Чириков после 20 июня продолжал путь на восток самостоятельно и 15 июля, на сутки раньше, Беринга и значительно южнее подошел к берегу Америки. 17 июля высадилась группа из 10 матросов во главе с штурманом Дементьевым. Обратно на судно они не вернулись. 23 июля на берег спустился боцман Савельев с тремя матросами, которые также не вернулись.

Судьба 15 человек из экипажа Чирикова осталась неизвестной. Он был вынужден возвращаться на Камчатку. Следуя вдоль американского берега и далее вдоль Алеутской гряды, Чириков открыл острова Умиак, Атту и другие. 10 октября 1741 г. "Св. Павел" вернулся в Петропавловскую гавань.

_ Так в чем же заслуга первопроходцев?

_ Научное значение Второй Камчатской экспедиции огромно. Она дала ответы на многие вопросы, в том числе: где находится Америка, на каком расстоянии от Азии.

Когда встал вопрос о том, кто сыграл главную роль в этом научном подвиге, то, по оценке Ломоносова, Чириков был главным, и не потому, что он на сутки раньше подошел к американскому берегу, а потому что еще до начала первой экспедиции правильно определил предполагаемое местонахождение Америки, указал кратчайший путь к ней. Свою точку зрения он отстаивал и при организации второй экспедиции. После смерти Беринга Чириков довел дело до конца, подготовив карту морского похода обеих групп. Эта карта, составленная с учетом и других данных, в том числе и Федорова _ Гвоздева, показывает Северную Америку на основании конкретных данных не как большой остров, а как материк.

_ Вы полагаете, это дало толчок к развитию данного региона?

_ Когда стало известно об открытых островах и Америке, многие русские промышленники, мореходы устремились на Камчатку и в Охотск, чтобы попытать счастья на новых землях. Плавания промышленников достигли огромного размаха. С 1743 по 1764 гг. было осуществлено 44 экспедиции, в результате которых стали известны многие очередные острова, в том числе на Аляске.

Большой вклад в изучение этих земель внесли русские научные экспедиции капитана 2-го ранга П. К. Креницина и капитан-лейтенанта М. Д.

Левашова в 1768 _ 1769 гг., капитана 2-го ранга И. И. Биллингса и капитан-лейтенанта Г. А. Сарычева в 1785 _ 1793 гг. Было подытожено все то, что сделано русскими мореплавателями на протяжении XVIII века. В 1802 г. в Петербурге был издан "Атлас карт и рисунков к путешествию в северо-восточную часть Сибири, Ледовитое море и по северной части Восточного океана", в 1826 г. появился "Атлас северной части Восточного океана". В них северо-западная часть американского континента названа Аляской. Это наименование дано русскими исследователями. Оно предположительно происходит от слова коренных жителей "Алаеска", что означает "Большая земля".

_ Как развивались дальше события?

_ В 1799 г. указом императора Павла была организована РоссийскоАмериканская компания, которая сосредоточила в своих руках промысел пушнины и морского зверя почти до района Сан-Франциско, где русские основали форт Росс (продан американскому частному лицу в 1841 г.).

Столицей Русской Америки стал Ново-Архангельск на острове Ситка.

В Русской Америке было организовано строительство судов для американской компании. Всего построили более 30 судов, в том числе несколько паровых.

Потребность доставки продовольствия и различных материалов для Российско-Американской компании вызвала необходимость плавания русских кораблей и судов в русские владения в Америке, что привело к организации кругосветных плаваний.

Первым из Кронштадта на остров Кадьяк прибыл шлюп "Нева" летом 1804 г. под командованием Ю. Ф. Лисянского. Впоследствии три плавания в Русскую Америку совершил Л. А. Гагемейстер на шлюпах "Нева", "Кутузов", "Кроткий", затем лейтенант О. Е. Коцебу на бриге "Рюрик" в 1816 г. (Сан-Франциско), капитан 2-го ранга В. М. Головнин на шлюпе "Камчатка" в 1818 г. (Монтрей), М. Н. Васильев и Г. С. Шишмарев на шлюпах "Открытие" и "Благонамеренный" в 1820 _ 1821 гг. (Сан-Франциско), М.

П. Лазарев на фрегате "Крейсер" в 1832 г. (Сан-Франциско), О. Е. Коцебу на шлюпе "Предприятие" в 1824 г. (Сан-Франциско), офицеры русского флота Ф. П. Врангель, Ф. П. Литке и другие. Русские ученые внимательно описывали образ жизни и историю местных жителей-эскимосов. Многие русские учителя открывали здесь школы для американских детей.

За время существования Русской Америки там было основано около 60 русских поселений. Но численность населения росла медленно. В 1819 г.

там проживали всего около 9000 человек, из них русских всего около 330, а в 1858 г. народонаселение Русской Америки составило 10.000 человек. Здесь была основана и православная епархия.

Сложность обеспечения Русской Америки продовольствием и другими материалами из России, невозможность защиты в случае войны, возросшая убыточность, стремление осваивать районы Приморья и Приамурья, куда стали проникать иностранцы, вынудили продать в 1867 г. американские колонии Соединенным Штатам Америки за 7,2 млн долларов. Однако дружественные связи местного населения через границу, деятельность православной церкви, совместные научно-исторические исследования, музейная деятельность не прекратились и продолжаются до настоящего времени.

_ Да, но в ходе войны за независимость английских колоний в 1775 _ 1783 гг. было образовано независимое государство _ Соединенные Штаты Америки...

_ Победе США во многом способствовала позиция, занятая Россией. С этого времени начались политические отношения между Россией и США. В 1775 г. английский король Георг III обратился к Екатерине II с просьбой послать в Америку за деньги 20 тысяч русских солдат, но получил отказ. Американский национальный герой Поль Джонс, организатор американского военно-морского флота, служил в русском флоте в чине контрадмирала.

В ходе войны за независимость английский флот начал захват торговых судов нейтральных стран с конфискацией их грузов. Это послужило поводом для объявления Россией 10 марта 1780 г. вооруженного нейтралитета. Россия возглавила "Лигу нейтральных держав", в которую вошли большинство европейских государств. Декларация о вооруженном нейтралитете имела большое значение для США, так как позволила не прекращать торговлю с европейскими странами.

Дипломатические отношения между Россией и США на уровне посланников были установлены только в 1809 г. Были открыты американские консульства в Кронштадте, Риге, Ревеле, Архангельске и русские консульства в Балтиморе, Бостоне, Нью-Йорке, Норфолке, Чарлстоне, Саванне.

С этого времени началась активная торговля России и США. В 1810 г. наши порты посетило более 200 судов под американским флагом, а в 1911 г. в Петербурге побывало 138 американских судов, в Архангельске 65, в Риге и Ревеле по 30.

Во время гражданской войны в США (1863 _ 1864 гг.) русское правительство занимало дружественную по отношению к федеральному правительству Севера (президент А. Линкольн) позицию. Учитывая возможность развязывания Англией и Францией войны против России, русское руководство приняло решение о военной демонстрации в пользу федерального правительства Севера. К Атлантическому и Тихоокеанскому побережью Северной Америки были посланы две русские крейсерские эскадры под командованием контр-адмирала С. С. Лесовского (парусно-винтовые фрегаты "Александр Невский", "Пересвет", "Ослябя", корветы "Варяг" и "Витязь", клипер "Алмаз") и контр-адмирала А. А. Попова (винтовые корветы "Богатырь", "Калевала", "Рында" и "Новик", клиперы "Абрек" и "Гайдамак") с целью оказания моральной поддержки северянам и нарушения морских коммуникаций Англии и Франции (поддерживавших южан) в случае войны этих стран с Россией. Почти девятимесячное пребывание русских эскадр у берегов США способствовало победе северян и дальнейшему русско-американскому сближению.

В России с большим вниманием относились к революционным техническим успехам американского судостроения. Для изучения кораблестроения посылались специалисты, опыт этот лег в основу русского парового кораблестроения. Так, при строительстве самого мощного парусного русского флота своего времени _ черноморского были использованы прогрессивные американские технические решения. Большой интерес проявляло русское правительство и к американским речным пароходам в силу одинаковой для обеих стран важности речных перевозок. Россия для изучения американского судостроения закупала в США корабли: в 1830 г. _ фрегат "Князь Варшавский" в 1840 г. _ фрегат "Камчатка", в 1858 г. _ винтовой фрегат "Генерал-Адмирал". Первые российские крейсера "Европа", "Азия", "Африка" и "Забияка" представляли собой купленные в Америке в 1878 г., переоборудованные и вооруженные торгово-пассажирские океанские пароходы. В 1900 _ 1901 гг. в США в Филадельфии были построены эскадренный броненосец "Ретвизан" и крейсер I ранга "Варяг", которые участвовали в русско-японской войне 1904 _ 1905 гг.

_ История взаимоотношений двух стран богата и визитами кораблей...

_ Это так. В 1866 г. _ посещение Кронштадта отрядом кораблей США в составе мореходного монитора "Миантономо" и военного транспорта "Аугуста" под руководством помощника государственного секретаря по военно-морским делам Фокса.

1867 г. _ посещение Кронштадта эскадрой кораблей США в составе фрегата "Франклин", корветов "Тикондерога" и "Кандегуа", парохода "Фролик", под командованием адмирала Фаррагута, героя гражданской войны в США.

В 1871 _ 1872 гг. фрегат "Светлана", корвет "Богатырь" и клипер "Абрек" под флагом вице-адмирала К. Н. Посьета совершили учебное плавание с Великим князем Алексеем Александровичем по маршруту Кронштадт _ Нью-Йорк _ Рио-де-Жанейро _ Кейптаун _ Дальний Восток.

На параде русских кораблей в Кронштадте в 1875 г. стоял отряд кораблей США в составе фрегата "Франклин" и корвета "Аляска".

Новая угроза войны с Англией в 1877 г. появилась в связи с победой России в русско-турецкой войне 1877 _ 1878 гг. и угрозой захвата русскими Константинополя и Босфора. Поэтому правительство России приняло решение повторить прецедент 1863 г. и послало к берегам Америки две крейсерские эскадры. В Нью-Йорк из Средиземного моря вышли корабли эскадры адмирала Г.ЪИ.ЪБутакова, а в Сан-Франциско корабли и суда Тихоокеанской эскадры и Сибирской флотилии.

По случаю открытия в Чикаго Международной электротехнической выставки в 1893 г. на торжества в Нью-Йорк прибыла русская эскадра, состоявшая из эскадренного броненосца "Император Николай I", крейсеров I ранга "Адмирал Нахимов", "Дмитрий Донской", "Рында", "Генерал-Адмирал".

В 1895 г. Петербург посетил американский крейсер "Марблхед". Об этом событии осталась запись в личном дневнике императора Николая II.

В годы первой мировой войны по американскому проекту в США и России строились подводные лодки типа "АГ": для Балтийского флота _ 5 единиц (АГ-11...15), для Черноморского флота _ 6 единиц (АГ-21...26).

Конструкция этих лодок была признана самой совершенной в мире во время этой войны. Шесть из них участвовали и во второй мировой, причем одна _ А-5 (бывшая АГ-21) была удостоена ордена Красного Знамени за боевые заслуги. Для формирования флотилии Северного Ледовитого океана и Сибирской флотилии Россия закупила в США большое количество транспортов и судов различного назначения.

С началом в России революции 1917 г. отношения между обеими странами ухудшились и после признания Америкой Советской Республики продолжали оставаться напряженными, хотя и в меньшей степени, чем с консервативно настроенными державами Европы.

_ А во времена СССР?

_ В советский период до 1941 г. заходов кораблей было два: 1937 г. _ Владивосток посетил отряд из американских кораблей в составе крейсера "Аугуста" и 4 эскадренных миноносцев. 1939 г. _ Норфолк, СанФранциско посетил отряд 4 советских базовых тральщиков, переводившихся с Балтийского флота в состав Тихоокеанского.

В годы второй мировой войны СССР и США были союзниками по антигитлеровской коалиции. В этот период СССР получил от США и Англии около 700 кораблей, катеров и судов по ленд-лизу и репарациям. Американской стороной нам были переданы: легкий крейсер "Милуоки" ("Мурманск"); 9 эсминцев типа "Жаркий"; 166 торпедных катеров типов "Воспер", "Хиггинс" и "Элко"; 28 фрегатов типа "Ф"; 138 охотников за подводными лодками; 89 тральщиков типов "АМ", "ТАМ", "ВМС" и "ММС"; 43 десантных корабля и значительное количество транспортов и других вспомогательных судов.

Это были годы тесного и плодотворного сотрудничества обеих стран ради достижения великой победы над фашизмом. При проводке военных конвоев на Севере, приемке по ленд-лизу кораблей устанавливались теплые контакты между экипажами обеих сторон.

В послевоенный период США по экономическим показателям выходит на первое место среди развитых держав мира. Мир раскололся на противоборствующие крупные военно-политические блоки в рамках идеологии "Великого противостояния двух систем". В этот период Америка и созданный ею блок НАТО рассматривались советским руководством как основной военный противник России и ее союзников по Варшавскому договору в возможной войне. Поэтому военно-технический прогресс в обеих странах пошел по линии гонки вооружений. Тем не менее и в этот сложный для народов обеих стран период не прекращался интерес к техническим достижениям друг друга.

Через 30 лет после окончания войны вновь начали устанавливаться контакты. В 1975-м в Бостоне побывали эскадренные миноносцы "Бойкий" и "Жгучий", а в Ленинграде _ фрегат "Леги" и эсминец "Таттнол".

В 1989 году г. Норфолк посетили ракетный крейсер "Маршал Устинов", эскадренный миноносец "Отличный", танкер "Генрих Гасанов", а Севастополь _ крейсеры "Томас С. Гейтс", "Белкнап", фрегат "Кауфман".

В 1990 г. гостями Сан-Диего стали большой противолодочный корабль "Адмирал Виноградов", эскадренный миноносец "Боевой" и танкер "Аргунь", Сан-Франциско _ пограничный корабль "Волга", а американский крейсер "Принстон" и фрегат "Руберт Джеймс" нанесли ответный визит во Владивосток.

Американские корабли _ тральщики "Гладиатор" и "Пионер" приняли участие в Морском параде в Санкт-Петербурге, посвященном 50-летию Победы над фашистской Германией 9 мая 1995 г.

_ Сергей Владимирович, даже учитывая десятую часть тех подвигов, что свершили наши отечественные военморы в далекой Америке, вполне достаточно, чтобы увековечить их деяния в бронзе.

_ Абсолютно с вами согласен. Думаю, что эта публикация вызовет отклик других специалистов, которые приведут не менее яркие примеры сотрудничества моряков двух великих держав.

_ Будем надеяться. А нам остается напомнить, что памятник русским первооткрывателям Америки намерены построить активисты Фонда программ ООН к 300-летию Петербурга. Непосредственно эту задачу решают "Объединенная гуманитарная миссия" (г. Сан-Франциско), "Санкт-Петербургский центр международного сотрудничества" и другие. И мы постараемся еще не раз вернуться к этой теме...

Беседу вел Юрий ТРЕФИЛОВ ФОТО Игоря ЧУРИНА


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]