[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 108(2498), 19 июня 2001
SPb Ved gerb

Точка зрения
Крах мировой экономики Он вполне реален уже в обозримом будущем "Все страны должны отказаться от противодействия американскому лидерству или от постановки под сомнение превосходства нашего экономического и политического устройства".

Доклад П. Волфовитца. New York Times, 08.03.92 "Система мирового капитализма, которой мы обязаны необыкновенным процветанием нашей страны в последнее десятилетие, трещит по швам".

Дж. Сорос. Выступление в Конгрессе США 15.09.98 "Крах коммунизма и исчезновение соревновательной экономической системы развязали руки агрессивному капитализму".

Дж. Бокка Первая цитата принадлежит высокопоставленному сотруднику министерства обороны США, который должен уговорить российское руководство согласиться на развертывание американской ПРО. Джордж Сорос не нуждается в представлениях. Достаточно сказать, что это наиболее удачливый спекулянт последней четверти ХХ века. Дж.Бокка _ известный итальянский политолог. Эти люди, занимающиеся разными видами деятельности, в принципе, говорят об одном и том же _ о роли рыночной экономики в современном мире. Об этом же рассуждает и автор предлагаемой сегодня статьи. Данная публикация продолжает серию материалов, посвященных анализу перспектив мировой и российской экономики. Возможно, некоторые выводы покажутся читателю неожиданными. Тем не менее они взяты не с потолка, а являются следствием соответствующей аргументационной системы. С ними можно соглашаться или не соглашаться. В любом случае здесь уместно вспомнить изречение древних римлян: кто предупрежден _ тот вооружен.

Пожилые россияне хорошо помнят многочисленные материалы советских СМИ по поводу кризисности рыночной экономики. Молодые люди выросли на публикациях российских СМИ о кризисной отечественной экономике. Между тем недалек день, когда наши экономические проблемы покажутся милыми пустячками на фоне глобального кризиса. И будет он вызван не кометой или еще каким-нибудь вселенским катаклизмом, а рыночной экономикой.

Речь идет о том, что современная экономическая система приближается к своему последнему рубежу. Конечно, экономическая деятельность человечества продолжится, но на совершенно иных, в корне отличных от рыночных, принципах.

Многим подобные утверждения покажутся по меньшей мере странными.

Большинство специалистов считают, что западная экономика столкнулась с трудностями экономического роста, но у нее достаточно ресурсов и средств для исправления ситуации. Некоторые эксперты полагают, что сейчас заканчивается очередной экономический цикл, и после небольшого периода стагнации или даже спада рыночная экономика вновь начнет расти.

Действительно, существуют циклические закономерности, когда рост сменяется застоем, и наоборот. Но, во-первых, слишком затянулся последний период роста, порядка 15 лет, и, во-вторых, мы имеем дело не с классической рыночной экономикой, а с более сложной экономической системой.

Вспомним события 1997 _ 2000 гг. Сначала разразился финансовый кризис в Юго-Восточной Азии, затем выросли нефтяные цены и, наконец, обрушились фондовые индексы. МВФ впрыскивает все новые и новые многомиллиардные инъекции в экономики Аргентины, Кореи, Мексики, а толку нет. В начале 2001 г. резко ухудшилось экономическое положение Бразилии, Чили и ряда других развивающихся стран. Федеральная резервная система США снижает учетную ставку, а деловая активность не растет, хотя фондовые индексы несколько поднимаются. Экономическая система все хуже реагирует на привычные импульсы и команды, она ведет себя неожиданно и непредсказуемо.

Что же представляет собой нынешняя экономическая система? Ответив на этот вопрос, мы поймем истинные причины надвигающегося глобального кризиса и, может быть, подготовимся к нему.

Современная мировая экономика чем-то похожа на солнечную систему.

В ней есть Солнце _ США и близкие к нему планеты _ развитые страны, есть и отдаленные планеты, периферийные _ развивающиеся страны. Известно, что от поведения Солнца, от его активности зависят многие процессы на Земле. Точно такое же глобальное воздействие оказывают на мир США и их сателлиты, ведущие державы западной цивилизации.

Если с Солнцем произойдет катастрофа, то жизнь на Земле прекратится. Если рухнет экономика США, то развалится и вся западная экономическая система, а значит, пострадают все страны, в нее входящие. Степень разрушения будет определяться вовлеченностью или интегрированностью: чем более страна вовлечена в финансово-торговые обмены с ядром системы (развитыми странами), тем большие потери она понесет. И наоборот, экономика слабо интегрированной страны испытает менее значительные потрясения. Если наше предположение о глобальном цивилизационном кризисе справедливо, то России следует воздержаться от интенсификации своих торгово-экономических связей с США и Западной Европой и не форсировать выплаты внешнего долга (может оказаться, что через 4 _ 5 лет некоторые кредиторы "скончаются"). В то же время целесообразно стремиться к установлению более тесных связей с теми странами, которые находятся на периферии рыночной экономики.

Ядро современной мировой экономики располагает мощными вооруженными силами, передовой технологической базой, разветвленной политической инфраструктурой и огромными финансовыми ресурсами. Более 3/4 вооружений и денег мира принадлежат развитым странам. Благодаря этому ядро устанавливает выгодные ему правила международной торговли. Оно формирует и мировые инвестиционные потоки, ибо центры эмиссии и каналы денежного обращения находятся под его жестким контролем. Начиная с 1990-х годов центр ядра _ США _ еще более активно вмешивается во внутренние дела периферийных стран.

Таким образом, ядро уже контролирует не только все системные связи между различными странами, но и внутренние процессы в самих странах. История России 1990-х годов наглядное тому подтверждение. Только в 1998 г. наметилась очень слабая тенденция отхода от американских "рекомендаций".

Такой всеобъемлющий контроль позволяет решать самую главную для ядра задачу _ расширенное потребление "золотым миллиардом" материальных благ. 3/4 финансовых ресурсов мира, сосредоточенные в ядре, вытягивают с периферии 3/4 потребляемых в мире естественных ресурсов. Высокие жизненные стандарты развитых стран поддерживаются исключительно за счет эксплуатации чужих ресурсов по выгодным для ядра ценам. Об этом не следует забывать, просматривая фильмы с ненавязчивыми, но непременными картинками "американского образца жизни", которым могут похвастаться, кстати говоря, далеко не все американцы.

Колониальная политика существенно изменилась за последние 200 лет по форме, но суть ее осталась прежней. Например, США 55% необходимой им нефти импортируют. Да, у них есть законсервированные скважины и стратегические запасы. Но первых хватит на два-три года, а последних _ на два-три месяца. Между тем современная экономика стоит на двух китах _ долларах и нефти.

Доллары эмитируются США, причем реальное обеспечение (товарной массой, золотыми запасами) покрывает не более 20% долларовой денежной массы. Другими словами, нынешний курс доллара завышен, как минимум, в 5 раз.

Нефть находится на Ближнем Востоке, на Каспии, в России. Ее разведанных запасов хватит еще на 40 лет, и то при умеренном росте потребления. На самом же деле оно неуклонно растет весьма высоким темпом.

Кроме того, увеличиваются и внутренние потребности периферийных стран.

Следовательно, они вынуждены балансировать между удовлетворением потребностей ядра и собственных потребностей. Это ведет к изменению долгосрочной ценовой тенденции.

Цены на нефть больше никогда не будут низкими. Они могут быть только очень высокими или умеренно высокими. Уже никогда не будет цены ниже 10 долларов за баррель. Более того, с каждым месяцем уменьшается вероятность снижения цен до 15 долларов за баррель. Наиболее реальные диапазоны на ближайшие пару лет _ 20 _ 30 долл. за баррель, а начиная с 2003 г. цена будет стремиться к 40 долларам. Возможно, что в 2005 _ 2007 гг. она превысит и этот уровень, и разрыв между долларовой массой и ее товарным покрытием возрастет до 6 _ 8 раз.

Вот тогда периферия окажется не в состоянии балансировать между потребностями ядра и собственными, а ядро не сможет поддерживать тенденцию своего расширенного потребления, ибо инфляционные процессы выйдут из-под контроля. Фондовый рынок не просто схлопнется _ он исчезнет. Значит, исчезнут инвестиции. В разы (пропорционально разрыву между "рыночным" и реальным курсом доллара) сократится потребление ядра.

Периферия захлебнется в собственной нефти.

Сценарий дальнейшего развития событий будет продиктован резким ростом безработицы и в ядре, и на периферии, ухудшением благосостояния людей, волнениями в городах, локальными конфликтами. Весьма вероятно, что ядро попытается с помощью военной силы сначала обуздать собственное население, а затем _ также силой воздействия на богатые ресурсами периферийные страны. Попытка воспрепятствовать этому может привести к глобальному военному конфликту.

Такова логика последнего этапа существования современной рыночной экономики.

Предвижу возражения, что на самом деле все не так страшно и ситуация выправится, как не раз уже бывало в истории. Да, так бывало, но сегодня слишком необоснован достигнутый уровень потребления, а потому спад обязательно будет чрезмерным резким. Кроме того, в отличие от прежних времен экономики разных стран стали чересчур зависимыми друг от друга, поэтому разрушение ядра даст кумулятивный эффект. В качестве примера можно привести распад СЭВа и СССР.

Может ли ядро предотвратить кризис? Оно уже его отодвинуло, и мы этому помогли. Если бы не неграмотная (с точки зрения наших национальных интересов и рациональной экономики) политика М. Горбачева и Б.

Ельцина, то глобальный кризис разразился бы, вернее всего, в 1989 _ 1991 гг. Распад СССР и СЭВа дал ядру ежегодный ресурсный прирост порядка 150 _ 200 млрд долл. Кумулятивный же экономический эффект в среднегодовом исчислении составил не менее 450 млрд долл. Иначе говоря, за последние десять лет ядро получило подпитку, эквивалентную 60% своего совокупного реального сектора. Сейчас эта подпитка кончается, а других резервов нет. Ядро может попытаться сократить потребление, но ничего принципиально не изменится, кроме скорости распада. Впрочем, и здесь речь может идти о нескольких месяцах, максимум об одном годе.

Что ожидает Россию? Это зависит от действий, которые предпримет российское руководство. Внутренняя экономическая политика должна быть направлена на создание законченных замкнутых производственно-финансовых циклов, в которых каждый вложенный денежный рубль через год-полтора превращается в 1,5 товарных рубля. Также необходимо воссоздать государственный сектор, заморозить рост тарифов, повысить с помощью госзаказа и госинвестиций платежеспособный спрос предприятий и населения. Можно перечислить еще много мер, но главный критерий при принятии экономических решений на государственном уровне _ улучшится или ухудшится жизнь рядового обывателя. Экономическая политика должна быть проста и бесхитростна, т. е. понятна обычному среднестатистическому гражданину. А это возможно только в случае, если она направлена на его благо.

Что касается внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности, то нам нужно всячески уклоняться от вступления в те международные организации, где доминируют развитые страны. Там же, где мы уже участники, следует аккуратно минимизировать или же оптимизировать свое присутствие. Причем необходимо активизировать контакты с другими периферийными странами. Оптимальным представляется следующий баланс: наши кредиторы _ страны ядра, а источники валютных поступлений _ периферийные страны. Именно этот баланс должен быть положен в основу наших внешнеторговых связей. Тогда мы не только встретим глобальный кризис во всеоружии, но еще и заработаем на нем. Кстати, это будет первый случай, когда Россия может получить дивиденды не от схватки, а наблюдая за ней со стороны. Грех не воспользоваться таким уникальным шансом, тем более что других уже не представится.

Если же российские власти окажутся не на высоте и продолжат ельцинскую политику периферизации России в качестве западного ресурсного придатка, то тогда разрушатся и экономика, и государство, а на обломках появится множество удельных княжеств, либо вассальных по отношению к ядру, либо оккупированных им.

Такова альтернатива. Времени для выбора осталось немного. Либо мы будем зрителями всемирного экономического апокалипсиса, либо его непосредственными участниками и жертвами.

Борис СОКОЛИН,экономист


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]