[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 104(2494), 9 июня 2001
|
У всех на виду
Сугубо штатский полицейский Сегодня генералов все чаще призывают в гражданскую власть. Люди в погонах избираются губернаторами, назначаются полпредами президента в федеральных округах, становятся руководителями многих гражданских структур и ведомств.
Поэтому когда сугубо штатский деятель 51-летний Михаил Фрадков занял кресло руководителя одного из силовых ведомств _ Федеральной службы налоговой полиции, многие наблюдатели восприняли это назначение как некую сенсацию.
Тем более что первые два руководителя ФСНП (служба была создана в 1994 году), Сергей Алмазов и Вячеслав Солтаганов, были выходцами из самых что ни на есть силовых структур _ ФСБ и МВД, соответственно.
Под стать сугубо невоенной внешности и биография главного налогового полицейского. Он родился в небольшом селе Курумоч в Куйбышевской области. В армии никогда не служил. Сразу после школы поступил в Московский станкоинструментальный институт, закончил его в 1972 году по специальности "инженер-механик". Трудно сказать как, но, видимо, чудесным образом молодой специалист-провинциал сразу после окончания вуза оказался в аппарате экономического советника посольства СССР в Индии.
И в дальнейшем судьба весьма благоволила Михаилу Ефимовичу. После двух лет службы за границей он возвращается в первопрестольную и обогащенный внешнеэкономическим опытом поступает на работу во всесоюзное объединение "Тяжпромэкспорт", одну из структур тогдашнего Госкомитета СССР по внешнеэкономическим связям. Здесь достаточно успешно, но не очень стремительно развивается карьера Михаила Фрадкова. Высшего ее пика в советский период Фрадков достигает в 1991 году, когда его назначают первым заместителем начальника Главного управления координации и регулирования внешних экономических операций МВЭС СССР (так стал называться комитет после 1988 г.).
Ветер гайдаровских реформ приподнял, в общем-то, управленца среднего звена на новую высоту. В 1992 году он становится заместителем министра внешнеэкономических связей (тогда это был один из близких к Гайдару людей Петр Авен). На этой должности Фрадков находился почти пять лет, пока в марте 1997 года его не сделали полновесным министром.
В дальнейшем он на год уходил из правительства, возглавив "Ингосстрах", был при Степашине вновь поставлен на пост главного торгового министра, пока после очередной правительственной реорганизации и упразднения Министерства торговли как такового не оказался весной прошлого года в кресле одного из заместителей Совбеза, курирующего проблемы экономической безопасности.
Думается, во многом благодаря этой "кузнице кадров" Михаил Фрадков и занял должность главного налогового полицейского. Совет безопасности последнего периода, когда там секретарствовали поочередно Владимир Путин, а затем его ближайший соратник Сергей Иванов, действительно превратился в некий "резерв ставки главкомверха", из которого сегодня набираются кадры на ключевые позиции в силовом блоке правительства.
Хотя, повторяем, новый директор ФСНП человек без погон, но не будем забывать, что всю свою жизнь он проработал в торговле, а потому каналы, по которым "грязные" деньги уходят на отмывку, знает не хуже своих предшественников в лампасах, и знает к тому же изнутри.
Михаил Фрадков удобен Кремлю еще и тем, что за свою карьеру он сумел создать имидж человека, политически нейтрального, одинаково хорошо ориентирующегося на своих непосредственных начальников (а ими были и правый Авен, и левый Глазьев) и не участвующего ни в каких "олигархических" играх.
Но самое удивительное для нашей постсоветской действительности, то, что, находясь на таком "коррупционно опасном" направлении, как внешняя торговля, он умудрился ни разу на нем "не подорваться". Правда, в 1996 году прокуратура возбудила уголовное дело по факту незаконного расходования госсредств в МВЭС России, по которому тогдашнему министру Олегу Давыдову и его первому заместителю Михаилу Фрадкову инкриминировалось строительство собственных дач, любовно возводимых по престижному Рублево-Успенскому шоссе за казенный счет. Однако дело это развития не получило и вскоре, еще при Борисе Ельцине, было сдано в архив.
Будем считать, что в отношении Фрадкова это тот самый случай, когда вопреки известной русской пословице _ дым был, а огня не обнаружено. По крайней мере это доподлинно известно бывшим разведчикам Сергею Иванову и Владимиру Путину, раз один рекомендовал, а второй назначил Михаила Фрадкова на пост главного налогового полицейского.
Кстати, сугубо штатскому руководителю ФСНП, по-видимому в качестве подкрепления, назначили первого заместителя _ "крепкого силовика"
генерал-лейтенанта Сергея Веревкина-Рохальского, до этого служившего заместителем министра по налогам и сборам, а еще раньше бывшего начальником ФСБ на Сахалине и в Приморье. Так что Михаил Фрадков без "огневой" поддержки не останется.
Александр БОРИСОВ