[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 104(2494), 9 июня 2001
|
"САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ ВЕДОМОСТИ" страница
Отдел Нештатные РАЗМЕТКА К ПРОИЗВОДСТВУ: Автор Константин Черемных В номер на Готовил Полоса Файл Z:\TEXT\NESHTAT\CHEREMN\SNAF.DOC Дата ВИЗЫ: Зав. отделом Время Нач. юр. службы Наборщик Нина Варновская 1-й зам. отв. секр.
ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ: Зам. гл. ред.
на полосе не позднее Ред. номера Суета в "правом углу"
Как уже сообщалось, в конце мая в Москве прошел учредительный съезд партии "Союз правых сил". После непрерывного заседания, продолжающегося почти сутки, на нем был избран федеральный политсовет партии, принят ее устав. Лидером СПС на альтернативной основе был избран Борис Немцов.
Сразу же, по горячим следам съезда нашему специальному корреспонденту удалось побеседовать с его непосредственными участниками и гостями, ощутив с их помощью не только атмосферу заседания, но и заглянув за кулисы этого детства.
Обнесенные фуршетом В тот день, когда московский мэр принес свою жертву на алтарь политической целесообразности, отдав, хоть и не до конца, свое предвыборное детище "Отечество" в лапы "Медведю", на еще прежнем, разоблачительно-жалобном телеканале "НТВ" прозвучал трагический прогноз. А именно: создается система управляемой многопартийности, в центре которой разместится новый союз центристских партий, слева найдется место Компартии России, а "правый угол" достанется "Яблоку". А, стало быть, "Союз правых сил" и вовсе останется без угла.
Угрозу политической "бездомности" внушал российским либералам и проект нового Закона о партиях, обнаживший главную слабость либералов _ их тусовочную немногочисленность. Шутка ли набрать десять тысяч активистов: это ж такие расходы, что самим вождям придется, подумать страшно, затягивать пояса!
Увы, вольготная жизнь начала девяностых с шампанским и осетриной в пышных столичных интерьерах бесповоротно уходила в прошлое, а выбор оказывался до обидного безвариантным: либо в пожарном порядке объединяться во что-то, хотя бы на вид жизнеспособное, либо заказывать себе элитные братские надгробья с надписью "Мы так любили Ельцина" или _ "Здесь лежит Да-да-нет-да".
Новая реальность не вмещалась ни в привычки, ни в аппетиты либералов ельцинского образца, и, чтобы хоть как-то в нее вписаться, требовалось изрядное усилие. Объединительный съезд нового "Союза правых сил", соскребший по сусекам все пестрое сословие "профессиональных демократов", открылся не в Кремле и даже не в Доме Союзов, а в скромном концертном зале туристской гостиницы "Измайлово" и тянулся аж двадцать два часа подряд без единого полноценного "кофе-брейка". Под утро делегаты из провинции взмолились о продлении гостиничного жилья, чтобы хоть под вечер "оттянуться" на банкете. Однако неумолимый Анатолий Чубайс, заметив, что и ему пришлось все эти двадцать два часа трудиться, да еще в президиуме, не осчастливил утомленных партстроителей ни банкетом, ни фуршетом.
Что лишний раз напомнило о том, что на смену беспечной жизни приходят тяжкие будни политического выживания.
Короли протокола Помнится, натуральный фурор случился на все том же разоблачительно-жалобном телеканале, когда Анатолий Чубайс заявил, что в Чечне, мол, рождается новая российская армия. Со времен того приснопамятного спора Чубайса с Явлинским жестокая борьба за само понятие "правые силы" не прекращалась до сего дня, регулярно подогреваясь насмешками Михаила Леонтьева по поводу либералов, которые "и не либералы вовсе, а какой-то Гринпис".
Внутривидовая борьба "прагматиков" типа Чубайса, Немцова и Кириенко с вечными "правозащитниками" типа Гайдара и Явлинского могла бы продолжаться сколь угодно долго, если бы, повторяем, не потребность в срочной реструктуризации "правого угла". "Демократы объединятся только перед расстрелом", _ сетовал как-то Егор Гайдар. Маячащий на горизонте Закон о партиях оказался оружием не менее эффективным. Из заметных политических фигур не внял объединительным увещеваниям только Явлинский. Впрочем, пусти его в тот кошмар изнурительной процедуры, она тянулась бы все сорок четыре часа и могла бы закончиться полной катавасией. Ибо помимо общей программы и устава превращение правых сил из конгломерата юридических лиц в единое целое неминуемо подразумевало еще и решение проблем имущества этих самых лиц.
Говоря более реформаторским языком, требовалось вначале перевести собственность СПС на единую акцию, а потом уже эта вновь учрежденная акционерка могла бы заняться поглощением "Яблока". А чтобы предполагаемое поглощение не напоминало агрессивный захват, то и собственный председатель правления обязан всем своим видом излучать доброжелательность, уж по крайней мере не вызывая физической аллергии. На таковую роль проходил исключительно Борис Немцов: он и раскован, и незлобив, и фотогеничен, и с Явлинским запанибрата, а пуще с Маргарет Тэтчер.
Казалось бы, с председателем вопрос решен. Однако что "прагматику" здорово, то "правозащитнику" смерть. "Непрагматическое" большинство "Демвыбора России" в процессе перехода на единую акцию желало видеть главой правления... то бишь политсовета, именно Егора Гайдара, и никого более. К доводам о том, что среди широких масс потребителей...
то есть избирателей, реакция на Гайдара специфическая, слишком "правозащитная" часть либеральной общественности, как правило, прислушиваться не желала.
Нехватку полемического огня "профессиональные демократы" традиционно компенсировали алхимией процедуры. "Мы там такого навертели!" _ признавался позже телезрителям "прагматик" Кириенко. В процедурах съезда без пол-литра было решительно не разобраться: делегаты выдвигались, с одной стороны, от соучредителей, с другой _ от регионов, с одной стороны, по квотам, с другой _ еще и по рейтингу. Неведомо как в президиуме материализовался депутат Надеждин _ тот, что умудрился провести через Думу пресловутый закон о стеснении губернаторов двумя сроками. А Ирина Хакамада облагодетельстовала своей квотой Михаила Шнейдера, который славился процедурными уловками еще со времен старой "ДемРоссии", _ ему и было поручено утверждать полномочия делегатов. В свое время, когда на обломках "ДемРоссии" создавался "Демвыбор", Шнейдеру со товарищи не досталось от Егора Тимуровича солидных партийных постов...
Объегоренный Гайдар Расстановка "прагматиков" на процедурные роли лишний раз подтвердила мудрость бессмертного постулата о том, что кадры решают все. Пока делегаты с жаром обсуждали, стоит ли применять по отношению к нынешнему правительству понятие "полицейщина", или же добавить "к сожалению", или, наоборот, убрать кавычки, аудитория незаметно разбавлялась какими-то "сверхквотными" делегатами с Камчатки. Пока съезд рукоплескал явлению пяти перебежчиков из "Медведя", имущество ДВР почти незаметно уплывало в московский офис новой "акционерки". Серьезная заминка возникла лишь тогда, когда самые "расправозащитные" из самых разгайдаровских делегатов внесли в устав пункт о нестеснении партийцев дисциплиною, позволяющий любому партийцу вовсе не выполнять вышестоящие решения, коль скоро о своем несогласии он объявил в ходе дискуссии. Не стерпев такой вольности, "прагматики" проголосовали против; само собою, неприятели дисциплины, подбодрясь, начали угрожать расколом. На сем президиум удалился надолго, включая многомудрого законопробивателя Надеждина. По возвращении, изобразив на своих лицах печать озабоченности, президиум как бы подчинился меньшинству и утвердил поправки.
Нежданная уступка расслабила гайдаровцев и пришпорила противную сторону. Когда глубокой ночью начались наконец выборы политсовета, "Демвыбор", уже возомнивший себя владельцем "контрольного пакета", смог провести только троих представителей в руководящий орган из 32 персон. Подвело не только большинство, но и ближайшие партнеры _ существующая лишь в столице, но осененная квотами ассоциация "Российские налогоплательщики". Ее руководитель, по фамилии Головлев вдруг заявил, что в новой "акционерке" вообще делить портфели не намерен, а вместо того на пару с Сергеем Юшенковым уходит создавать параллельную Либеральную партию России.
Остальных делегатов не слишком устрашил параллельный проект из двух активистов, благо головлевский уход знаменовал собою более скандальное событие, а именно: провал гайдаровцев, удельный вес коих сократился в новой "акционерки" с одной четверти до одной восьмой.
Дальнейшие свидетельства расходятся. Одни утверждают, что Гайдар сам отказался баллотироваться на главную роль, будто бы и ранее не особенно к ней стремясь. Другие злословят, будто его же верные друзья по "Демвыбору", сидючи в новоизбранном политсовете, как-то ненароком подзабыли о былом премьере-реформаторе. Есть и более сентиментальное объяснение: подзабыли они выдвинуть его кандидатуру не случайно, а из пущей деликатности, силясь уберечь Егора Тимуровича от тяжкого бремени разочарования, которое, глядишь, постигло бы его чувствительную натуру в случае провального результата.
Так оно было или не так, но контрольный пакет достался "прагматикам", вожделенный пост _ Немцову, благо для альтернативности был заранее изобретен "раскрученный" киселевским каналом Кара-Мурза.
Так объегорила Егора Тимуровича непочтительная немцово-кириенковская молодежь. Думал ли он о таком позоре, когда росчерком пера лишал трудовых сбережений невписавшихся в реформаторскую реальность пенсионеров?
Впрочем, не было еще такого либерального мероприятия, чтобы ктонибудь не оставался объегоренным. Позавчера это был Юрий Афанасьев, вчера Шнейдер с Бурбулисом, сегодня Гайдар, а завтра... Нет смысла гадать: суета в "правом углу" еще отнюдь не закончилась. Только что выяснилось, что за головлевским маневром маячит Березовский, в "Московских новостях" намекают на некий иной проект питерского розлива, а "Яблоко" все так же увиливает из объединительной паутины.
Впрочем, вопрос о том, кто кого в конечном итоге переегорит _ Немцов Явлинского или, насупротив, Явлинский Немцова, или же три КараМурзы навалятся на них всем скопом, с течением времени не приобретает особой актуальности для широких масс. А по мере внедрения коммунальной реформы с телефонной "повременкой" впридачу затюканный электорат, если только его не охватит эпидемия мазохизма, всяко вряд ли будет воспринимать слово "правые силы" в каком-либо смысле окромя ругательного.
Если же учесть, что, по недавно опубликованным данным, 88 процентов соотечественников вообще зареклись от вступления в какие-либо партии, то всю эту бурю в стакане вчерашнего шампанского и вовсе трудно рассматривать как существенное явление в нашей жизни. На что она и могла оказать влияние, так это на устойчивость психики нашего незаменимого главного электрика, двадцать два битых часа своего драгоценного времени проведшего в удушливой атмосфере межлиберального византизма.
Те, кого сгоряча отключат завтра или послезавтра, не обессудьте: какникак руководить отечественными либералами неизмеримо труднее, чем даже отечественными линиями электропередач.
Константин ЧЕРЕМНЫХ Москва _ Петербург