[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 104(2494), 9 июня 2001
SPb Ved gerb

Автограф в антракте
Читал стихи Алисе ударник комтруда...

Байки Станислава Садальского Вслед за многими своими героями этот добродушный от природы актер тоже время от времени попадает в скандальные истории, за что в своем кругу получил прозвище Скандальский Прикусы бывают правильные и неправильные. Я еще не разбирался в этих тонкостях, когда сбежал из дома, чтобы стать артистом. Но ни один театральный институт принимать меня категорически не хотел. Что-то всем им не нравилось в моей дикции. Возвращаться же домой в Воронеж мне было нельзя. Я боялся тяжелой руки отца, который тут же отметелил бы блудного сына. Он мечтал видеть меня в роли военного (и эта его мечта, по иронии судьбы, все же сбылась потом, когда я снялся в картине "О бедном гусаре замолвите слово").

Ну а тогда последним моим шансом был Ярославль. Я надеялся, что уж там-то, где жил отец русского театра Федор Волков, должны по достоинству оценить мой большой актерский талант. Но приемная комиссия Ярославского театрального училища, прослушав в моем исполнении басню, не разглядела во мне кумира зрительских сердец. Зато на Моторном заводе увидели мой великий талант токаря.

Что ж, решил я, раз не получилось из меня артиста, стану выдающимся рабочим. И стал я вкалывать на 150 процентов. Тогда ребята из моего цеха быстро вправили мне мозги: "Ты, Стас, каким местом думаешь?

Нам же из-за тебя расценки срежут". И мне пришлось наступить на горло собственной песне, разрешив себе перевыполнять норму на 2 _ 3 процента.

С токарным станком было у нас полное взаимопонимание. Но все же мечта о театре как гвоздь сидела в моей голове. И как-то на вечеринке я размечтался: _ Ужасно жаль, _ говорю, _ что с таким прикусом, как у меня, артистов не бывает. Была бы у меня нормальная нижняя челюсть, весь Ярославль узнал бы великого артиста Садальского.

_ Что-то ты заливаешь, Стас, насчет челюсти, _ не поверила мне одна девушка. _ Вон в Ленинграде есть артистка с таким же прикусом и ничего, играет в театре, снимается в кино...

И назвала мне какую-то странную фамилию. Вроде как Фрейлех, что ли. И зовут тоже странно _ Алиса. Мне тогда это ровным счетом ничего не говорило. А тут как раз появилась на экранах картина Элема Климова "Похождения зубного врача" с Андреем Мягковым и этой самой Алисой. Поглядел я на нее, и ужасно захотелось мне с ней повстречаться.

И вот в 1968 году поехал я к Алисе в Ленинград. Разузнал, что работает она в Театре имени Ленсовета. И я направился туда, нацепив на пальто знак "Ударник коммунистического труда", чтобы ей сразу было ясно, с кем она общается.

_ Здравствуйте, _ сказал я с порога. _ Вот вы _ заслуженная артистка, а я _ ударник пятилетки Стасик Садальский.

_ И чего же вы хотите, ударник? _ с любопытством поглядела на меня Алиса и задержала взгляд на знаке моей трудовой доблести.

_ Хочу быть артистом.

_ Можете что-нибудь почитать?

Я почитал.

_ Ты веришь в себя, Стасик? _ перешла она на "ты".

_ Верю.

_ Тогда поезжай в Москву и поступай. Если там не получится, приезжай в Ленинград, что-нибудь придумаем.

Ободренный ее словами, я поехал и действительно поступил. И был благодарен ей. Правда, когда мы спустя несколько лет встретились снова, она меня не узнала (может, из-за того, что знака на лацкане пальто у меня тогда уже не было?). Этот случай я запомнил, конечно, не как пример солидарности людей с особенностями челюстно-лицевой анатомии. Просто есть в Питере хороший человек, который внимательно отнесся к моей судьбе.

Шутки шутками, но я все-таки стал знаменитым. И с Петербургом связано у меня много всяких историй _ и смешных, и забавных, и трагических. Здесь снимался я в фильме "Палач" у одного из моих любимых режиссеров Виктора Сергеева. Я сыграл там роль наркомана. И эта картина оказалась по последствиям очень страшной для многих ее участников. Ктото из артистов вскоре умер, кто-то пережил большое горе. Наверное, както с этим фильмом связана гибель моего брата, который окончил здесь Нахимовское училище, сроднился с этим городом.

Поставил я на его могиле трехметровый крест с надписью "Господи, да будет воля твоя". А похоронить брата на Волковском кладбище помог мне мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак.

К этому времени мы с Анатолием Александровичем уже были знакомы.

И впервые на прием к нему я пришел не с личной просьбой, а с общественным поручением. Мне позвонила Настя Вертинская, которая возглавляет благотворительный фонд актеров. Настя помогает бедным. Она считает, что бедные лучше богатых.

Легко помогать 90-летнему артисту Бруно Артуровичу Фрейндлиху, потому что это _ имя. Куда трудней замолвить слово о какой-нибудь пожилой артистке, которая всю жизнь честно прослужила в театре на маленьких ролях, никаких званий не заработала, а теперь состарилась и нуждается во внимании.

Одну такую артистку обманули в Питере какие-то мошенники. Обвели ее вокруг пальца и выперли из собственной квартиры. В таком бедственном положении обратилась она к Вертинской: помогите! Настя написала нижайшее письмо мэру Собчаку. Узнав, что я еду в Питер, она со мной письмо и передала, чтобы я вручил его лично градоначальнику.

В Смольный на дело мы пошли вдвоем _ я и Лидия Федосеева-Шукшина (мало кто знает, что она _ не просто ленинградка, но еще и блокадница). Анатолий Александрович тут же нас принял. Мы сидели в его кабинете, рассказывали какие-то истории, хохмили, умирали со смеху. Ну, и письмо, конечно, вручили. И без всяких проволочек он помог той пожилой актрисе с жильем. Потом еще много раз я просил у него за кого-то, даже порой не зная за кого. И он всегда был безотказен.

Да и вообще в Питере живет много удивительных людей. Я, например, очень завидую артисту Кириллу Лаврову. Кирилл Юрьевич _ прекрасный человек, ни с кем не ссорится. Это редкое качество _ не наживать себе врагов. У меня так не получается. Я как рот открою _ обязательно чтото ляпну и врагов наживу. Но все же должен признаться, что среди женщин я встречал куда более боевых людей, чем я. В 1979 году американцы пригласили на фильм "Петр Великий" Маргариту Терехову и меня. Неизвестно, как бы моя судьба повернулась, сыграй я Шафирова в том голливудском фильме. Но нас не пустили. За меня некому было писать характеристики. А Терехова дала по физиономии одному высокопоставленному чиновнику из Министерства кинематографии за то, что он к ней приставал. Пощечина оказалась весьма дорогостящей. Она стоила Тереховой еще и роли в фильме Андрея Тарковского, к которому ее тоже не пустили. Но я ее после этого еще больше зауважал.

Говорят, человек держится на трех китах: на Вере, Надежде и на Любви. Наверное, так оно и есть. Я верил в себя, не терял надежду и дело свое люблю. А молодым могу сослаться на собственный опыт. Актеры бывают всякие _ и толстые, и тонкие, и с прикусом, и с хриплыми глотками, и колченогие, и всем находится место в этой профессии. Не могут же все подряд быть Аленами Делонами. Все зависит от одного _ есть талант или нет таланта. И если он у вас есть, братцы мои дорогие, то о вкусах и прикусах не спорят.

Автограф взялОлег СЕРДОБОЛЬСКИЙ ФОТО Владимира БЕРТОВА


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]