[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 104(2494), 9 июня 2001
|
"САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ ВЕДОМОСТИ" страница
Отдел Секретариат РАЗМЕТКА К ПРОИЗВОДСТВУ: Автор Наталия Гречук В номер на Готовил Полоса Файл Z:\TEXT\SEKRETAR\LIS-N\POLICE.DOC Дата ВИЗЫ: Зав. отделом Время Нач. юр. службы Наборщик Елена Куприенок 1-й зам. отв. секр.
ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ: Зам. гл. ред.
на полосе не позднее Ред. номера Секунда истории Богадельня для "души гражданства"
Если вы забыли или не знаете, сообщаю: два дня назад, 7 июня, петербургская милиция могла праздновать день рождения своей прародительницы _ столичной полиции.
Эта "душа гражданства и всех добрых порядков", как было сказано в указе Петра, родилась в нашем славном городе в 1718 году.
Попытаемся-ка заглянуть в эту "душу", посмотреть, какова она была когда-то.
В 1914 году помощник делопроизводителя канцелярии СПб градоначальника Ал. Щукин издал "Руководство для изучения полицейской службы".
(Кстати замечу, полицейские чиновники регулярно сочиняли разные руководства, справочники и инструкции. Иные даже почтительно посвящали свой труд начальству _ как, например, некий Николай Цылов, подписавшийся в предисловии: "Вашего Превосходительства покорнейший слуга".) Щукинская книжечка была весьма полезна тогдашним соискателям места в столичной полиции. Да и я узнала из нее массу полезных сведений _ начиная от системы управления страной и городами до устройства и состава петербургской полиции, обязанностях и функциях различных ее чинов.
Что касается функций, то они во многом совпадали с теми, что еще Петр определил столичной полиции. Хотя, конечно, жизнь внесла в них свои поправки.
Так, уже не надо было ей заставлять обывателей регулярно чистить печные трубы, как и самолично осматривать их раз в квартал. Зато прибавились обязанности следить за отбытием гражданами воинской повинности, за соблюдением черты оседлости, за правильным хранением "зажигательных спичек", за тем, чтобы табачные изделия не продавались без патента, а проститутки не работали без медицинских справок...
Работа все, как вы понимаете, деликатная, требующая не только точного соблюдения инструкций, но и определенного характера, можно даже добавить _ совести.
По этому поводу еще раньше, в 1881 году, размышлял некий аноним в своих "Мыслях о петербургской полиции" _ маленькой брошюрке, подписанной им "Служивший в полиции". Говорилось в ней о "нравственной стороне" службы, о ч е с т н о с т и полицейского, и о том, как трудно быть нравственным и честным при "жалком материальном состоянии" и "умственной неразвитости" большинства служилых.
Впрочем, то была, кажется, вечная проблема столичной полиции. Достаточно почитать сборник приказов СПб Обер-полициймейстера полковника Шкурина за 1829 год _ сколько им наложено взысканий, к примеру, за сознательное покрывание нарушителей порядка! (Пожалуйста пример: "квартальный порутчик" Следков самовольно освободил со съезжего двора "взятую в полицию в пьяном виде" жену своего коллеги Аграфену Ляткину.) А с другой стороны, что ж _ все люди, все человеки...
Вот после известных событий революционного девятьсот пятого года и полицейские тоже бастовали! Те, что из нижних чинов, разумеется. "Содержание" ведь они имели невеликое, нагрузку же несли большую, особенно тогда. Да еще заставляли их, выходцев из простонародья, идти против своего же брата.
Газеты писали тогда о "брожениях" среди городовых 1-го Коломенского участка, 4-го участка Московской части.
"На днях во всех полицейских участках С.-Петербурга нижним чинам полиции раздавали металлические панцири, вновь отточенные шашки и винтовки, _ сообщала читателям "Всеобщая маленькая газета" в апреле 1906 года. _ Некоторые городовые, говорят, заявили начальству, что если городовым прикажут стоять на постах с винтовками, то они откажутся от службы..." Вот так!
Однако я уже чувствую нетерпение читателя _ что же это за снимок, какое отношение имеет к рассказу?
А самое непосредственное.
Просто надо отдать должное и властям, которые худо-бедно, пусть для собственного своего спокойствия и блага, но все-таки однажды и о благе бедных столичных полицейских попеклись.
На фотографии, сделанной Карлом Буллой, _ не что иное, как здание богадельни для отставных нижних чинов СПб полиции на Ушаковской улице, 27 (это нынешняя улица Зои Космодемьянской).
О торжествах по случаю его закладки осенью 1902 года и открытия в октябре 1903-го писали все городские газеты.
Все они отмечали инициативу градоначальника Н. В. Клейгельса, которому столица оказалась обязана не только "первым подобным приютом"
(второго, впрочем, и не случилось!), но и учреждением соответствующего благотворительного общества для попечения о недостаточных, то есть малоимущих, полицейских отставниках. Даже сам Николай II пожертвовал на это 25 тысяч рублей; расщедрились и некоторые члены его семейства...
Увы, на всех "недостаточных" бывших служилых приюта этого, конечно же, не хватило. Здесь всего-то и было, что десять отдельных комнат "для интеллигентных семейств" и общежитие "на пятнадцать одиноких интеллигентных мужчин".
Вопрос: проходил ли по этому разряду городовой, самый что ни на есть нижний чин, от которого по ведомственной инструкции требовалось умение читать и писать?
Наталия ГРЕЧУК Фотография из Государственного архива кинофотофонодокументов