[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 88(2478), 18 мая 2001
SPb Ved gerb

Музыка в сжатом виде
Еще несколько лет назад этот музыкальный формат был мало известен в компьютерном мире. Сегодня mp3 в центре громких споров, им пользуются миллионы людей во всем мире, для него выпускаются специальные проигрыватели. Словом, он _ на пике славы!

Начиналось все в Германии. Там давно существует Fraunhofer Institut Integrierte Schaltungen; этот институт и занялся созданием нового формата, позволяющего эффективно сжимать видео- и аудиофайлы. Зачем сжимать файлы? А вот зачем. При стандартных музыкальных форматах (таких как широко известный wav) средний аудиоальбом займет 500 _ 600 мегабайт на жестком диске компьютера. Мало кому хочется отдавать такое солидное место под музыку _ пусть даже любимую. Поэтому выход один _ сжимать!

Работа стартовала в 1987 году, а пять лет спустя международная комиссия MPEG утвердила созданный немцами формат. Название он получил незатейливое _ MPEG-1. В этом-то MPEG-1 и присутствовал составной частью формат mp3 (MPEG Layer 3). В нем аудиоальбом _ при среднем уровне сжатия _ может "потянуть" уже на 50 _ 60 мегабайт. В десять раз меньше!

Несмотря на очевидную выгоду, mp3 долго не получал распространения. Да и потребности особой в нем не было: ну разве что упертый компьютерщик желал слушать любимую песню не через аудиоцентр, а через свой ненаглядный ПК. Все изменил Интернет. Теперь слушатели со всех концов мира смогли обмениваться файлами _ в том числе музыкальными. И чем эти файлы меньше, тем для обмена удобнее.

Так компактный формат mp3 оказался при деле. Причем технологически все стало очень просто: достаточно взять обычный музыкальный компакт-диск, вставить в CD-дисковод компьютера, при помощи специальной программы преобразовать песню (или весь диск) в формат mp3 и записать полученное на жесткий диск. Обменный фонд готов!

Дело пошло стремительно. В Интернете появились специальные программы для обмена mp3-файлами (о самой популярной из них, Napster, мы уже писали). Стали сотнями создаваться архивы mp3-файлов _ и в США, и в России, и в других странах мира. Число доступных через сеть песен стало исчисляться, без преувеличения, миллионами.

На волне ажиотажа возникли и mp3-плейеры _ устройства, отчасти аналогичные обычным плейерам, но превосходящие их во многом. Скажем, музыку в mp3-плейер можно скопировать со своего компьютера или даже напрямую из Интернета. Да и слушать ее можно куда дольше. Это только первый из популярных mp3-плейеров воспроизводил час музыки, а вот нынешние модели могут хранить до ста часов звука. Таков, к примеру, проигрыватель Creative NOMAD Jukebox (впрочем, он и стоит солидно _ больше 450 долларов, тогда как простые модели mp3-плейеров можно приобрести за 120 _ 130 долларов). Есть также уникально легкие плейеры: Panasonic SVSD75, скажем, весит без батарейки лишь 45 граммов.

Бесконтрольный расцвет mp3 стал сенсацией компьютерного мира. Но и не только компьютерного: он всерьез обеспокоил многих музыкантов и, без сомнения, всю музыкальную индустрию. Речь зашла об авторских правах _ ведь слушатели не имели права копировать направо и налево не принадлежащие им записи. Пошли судебные процессы, один за другим стали закрываться mp3-архивы: сейчас их осталось в сети не так уж много. Словом, mp3 загнали в строгие рамки закона, чем лишили его многих привлекательных черт.

Впрочем, к российскому рынку все это относится лишь отчасти. В любой точке, торгующей компьютерными дисками, можно отыскать диски с музыкой в формате mp3. Причем сборники бывают уникальные _ скажем, "собрания сочинений" Эдит Пиаф и Beatles, десятки альбомов великих джазменов и многое другое. Включая, конечно, и русскую музыку.

Сильное сжатие музыкальных файлов без потерь для музыки не обошлось. Увы, файлы в формате mp3 звучат чуть похуже, чем обычные компакт-диски. Потери могут быть разными _ где-то пропадают тихие детали, где-то теряется стереоэффект, где-то "срезаются" высокие частоты, где-то (скажем, в случае с симфоническим оркестром) звучание ощутимо "упрощается".

Конечно, потери напрямую зависят от степени сжатия звука. В mp3 уровень сжатия измеряется числом килобайт, затраченных на запись одной секунды звука. В Интернете стандартным считается уровень 128Ъкб/с, хотя он не всегда дает приемлемое качество звука. А оптимальным можно назвать уровень 256 кб/с _ на него, собственно, и стоит ориентироваться при покупке mp3-дисков или копировании файлов из сети.

Петр ГРАДСКИЙ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]