Масс-медиа Центр Полиэстеровая лавсановая лента Строительство бассейнов ремонт |
Аренда квартир в Санкт-Петербурге Снять квартиру в Санкт Петербурге |
[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 85(2475), 15 мая 2001
|
Возвращаясь к напечатанному
"Мы выходим из ВОА" _ так заявляют уже многие тысячи автолюбителей Мятежник вызывает сочувствие "Время революций не прошло?" _ так называлась статья, опубликованная в нашей газете 14 февраля этого года. Рассказывалось в ней о конфликте между руководством питерского Совета Всероссийского общества автомобилистов и одним из его структурных подразделений _ коллективной автостоянкой на Малой Балканской, в официальных документах именуемой первичной организацией ПО-5. Суть противоречий, напомним, заключалась в том, что, не имея статуса юрлица, ПО-5 не имела возможности распоряжаться своими деньгами (700 рублей в год с каждого из 1700 хозяев гаражей). А статус юрлица получить было невозможно из-за множества несоответствий устава ВОА ряду российских законов. Чтобы решить проблему, председатель Совета ПО-5 Вячеслав Михайлович Новиков зарегистрировал новую общественную организацию "Катализатор-5", и все его гаражники дружно вошли туда. А имущество ПО-5 просто было переведено с баланса на баланс. Естественно, руководство ВОА равнодушно взирать на бунт не согласилось. В борьбе с "мятежниками" использовались все средства _ и весьма сомнительные по своей легитимности выборы "правильной" власти, и отключение на площадке электричества, и даже попытка ее захвата при помощи крепких ребят, не предъявивших документов...
Автор этих строк не предполагал, сколь бурную реакцию вызовет указанная статья. Звонки и письма в поддержку Новикова поступали из разных районов города. А в адрес ВОА пришлось порой читать и слышать такое, что, как говорится, не дай и не приведи. Между тем руководители общества статью предпочли не заметить.
Признаюсь, впервые взявшись за эту достаточно сложную тему, я не был категоричен, допуская, что описанный конфликт _ не более чем борьба за право пользоваться землей и расположенными на ней объектами, а также распоряжаться немалыми деньгами. Интересы же людей, как это часто бывает, _ лишь разменная монета в играх разного уровня начальников. Однако дальнейшее изучение ситуации позволило сделать выводы более радикального свойства. Оказалось, что пример Новикова далеко не единичен. В недрах ВОА гремят самые настоящие войны. "Раскольники" множатся день ото дня. И все они, как один, твердят: ВОА в ее нынешнем виде _ практически бесполезная организация. Кормушка для чиновников. И потому чем быстрее она распадется, тем лучше.
Многолетнюю историю, к примеру, "сепаратистское" движение имеет в Выборгском районе. Первым _ аж в 1989 году _ получил статус юрлица для своей стоянки "Парнас-1" ее председатель Юрий Михайлович Зыков.
_ А что вы хотели? _ возмущенно говорит он. _ Когда я сюда пришел, здесь было болото. Несколько лет мы за свои деньги благоустраивали территорию, строили гаражи, налаживали инфраструктуру. Ни городской, ни районный советы палец о палец не ударили, чтобы нам помочь.
А потом выясняется, что все это _ не наше, а их. Мы на свои средства купили трактор, а мне приказывают передать его на другую стоянку! Можете представить, что я ответил...
Тогда, в 1989-м, процедура получения статуса юрлица была несложной _ регистрация осуществлялась не управлением юстиции, как сейчас, а райисполкомом. Зыков без особого труда оформил документы, получил счет в банке и с тех пор ни на минуту о том не пожалел. Бюджет стоянки стал абсолютно прозрачен, доступен для всех _ каждый гаражник может быть уверен, что ни одна копейка его кровных денег на сторону не уйдет.
Пришлось мне поговорить и с несколькими другими "раскольниками"
из Выборгского района, уведшими коллективы из сотен, а то и тысяч гаражников из-под опеки ВОА. Кто-то успел повторить путь Зыкова, кто-то предвосхитил опыт Новикова, кто-то добился статуса гаражно-строительного кооператива.
_ Кооператив для нас сегодня самая оптимальная форма существования, _ уверенно заявил председатель правления общественной организации автолюбителей "Меркурий" Иван Блазеевич Обарский. _ Хотя бы потому, что Налоговый кодекс освобождает его от уплаты социального налога в размере 35,6% от фонда заработной платы. Думаю, что и наша, и все другие стоянки рано или поздно перейдут в этот статус.
Обарский, уже почти 10 лет возглавляющий стоянку вблизи платформы "Броневая", _ поистине "профессор гаражных наук". Переборол ВОА вчистую, отвоевав полностью и землю, и имущество. Постиг все тонкости относящихся к ВОА вообще и к гаражам в частности юридических хитросплетений и мог бы, наверное, с успехом вести городской семинар по выходу из ВОА. А необходимость в таком семинаре явно есть. Процесс распада некогда могущественного монстра, похоже, уже не остановить.
Время _ назад?
Разумеется, руководящие товарищи на всех ступенях иерархической лестницы ВОА опасность развала своей организации прекрасно видят. И, ясное дело, им совсем не хочется оставаться королями без королевства.
Чтобы избежать столь печальной участи, они предпринимают защитные меры юридического характера. Устав ВОА претерпел три редакции _ 1992, 1996 и 2001 годов. Анализ его эволюций приводит к поразительному выводу: В ВОА ВРЕМЯ ДВИЖЕТСЯ НАЗАД!
Возьмем, к примеру, то место, где говорится о статусе первичных организаций. В 1992 году устав гласил, что они "пользуются правом юридического лица и несут ответственность по своим обязательствам в пределах собственных средств и имущества". В 1996-м _ таковые уже только "могут приобретать права юридических лиц в установленном законом порядке". А в 2001-м _ поздравляю вас! _ про право юрлица для первичек вообще нет ни слова.
В 1992 году средствам и собственности первичных организаций устав посвящал целую главу. В 1996-м он уже куда как осторожнее: "Имущество, непосредственно используемое первичными организациями Общества, является частью имущества Общества в целом. Совет первичной организации по отношению к этому имуществу осуществляет право оперативного управления". А устав нынешнего года не то что в собственность, но даже и в управление первичкам никакого имущества не дает. Да и вообще этому низовому звену из 90 пунктов устава посвящен... один. А между прочим, оно, это звено, как раз и состоит из тех людей, для которых сама организация создавалась и интересы которых должна защищать!
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы увидеть: права рядовых членов общества сжимаются, как шагреневая кожа. Централизованная экономика в стране вовсю становится рыночной, а на этом удивительном островке социализма тоталитарные вожжи натягиваются все сильнее. Но, увы, возница, кажется, переоценил крепость постромков _ они уже изрядно подгнили.
Когда-то членство в ВОА (еще раньше _ ВДОАМ) было необходимым условием для получения гаража. Ибо землю под оный ни гражданин сам по себе, ни в союзе с другими гражданами получить не мог. Теперь _ иные времена. Есть гаражно-строительные кооперативы, никакого отношения к ВОА не имеющие. Есть платные стоянки _ как открытые, так и закрытые. У автомобилиста, таким образом, появился выбор, и никто его не заставит, как бывало, годами ждать своей очереди на гараж _ да еще и расположенный порой где-нибудь на другом конце города. И теперь уже когда-то считавшие себя счастливчиками члены ВОА с завистью глядят на "несоюзную молодежь" и чувствуют себя бесправными крепостными.
Ну ладно, 50 рублей в год членских взносов _ деньги небольшие. Но почему, скажите, из них 37,5 рубля уходит на содержание аппарата общества? Что рядовой член ВОА от этого аппарата имеет? Гарантию сохранности своего автомобиля? Ни боже мой (об этом писалось уже многократно, в том числе и в нашей газете). Бесплатную юридическую помощь в какой-нибудь трудной ситуации? И близко нет. Льготные обучение вождению или ремонт? Нет, нет и нет. Руководители ВОА с гордостью заявляют, что ведут большую работу в школах по безопасности дорожного движения. Но, как выясняется, едва ли не каждая стоянка этим занимается самостоятельно, и посредники ей не нужны.
Гораздо более серьезный разговор _ об эксплуатационных взносах (от 400 до 1000 и более рублей в год). Лукавые авторы уставов нигде об этих деньгах не упомянули, и "по умолчанию" они считаются также членскими взносами. А значит, как сами по себе, так и будучи во что-то вложенными, уже являются собственностью общества. То есть фактически принадлежат дяде из Москвы. Как некогда выразился один умный человек, по форме верно, а по существу издевательство.
А уж если взять куплю-продажу гаража с коллективной автостоянки, то здесь просто какой-то каменный век. В соответствии с пока еще действующим "Типовым положением о Коллективной автостоянке" для приобретения гаража в собственность нужно обязательно стать членом ВОА, заплатив вступительный и членский взнос. А продавец обязан внести плату райсовету "за переоформление документов" (суммы в разных районах разные _ например в Выборгском 500 рублей). И все это потому, что до сих пор негласно считается: гаражник-крепостной пользуется чужой, из милости ему данной, землей. Но времена-то на дворе уже иные! Права собственника надежно защищает Гражданский кодекс. В части 3 статьи 552 он говорит о том, что "продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленым законом и договором".
Понятно, что этот закон лишает ВОА его главного аргумента. Больше гаражника ничем не удержишь. Король все-таки скоро останется без королевства. Но, с другой стороны, почему человек должен платить деньги за собственную несвободу?
А корабль плывет...
И наконец _ о том, как до сих пор держит оборону "мятежный корабль" на Малой Балканской. 28 февраля Фрунзенский райсовет ВОА отключил на стоянке электричество "за долги". Новиков, напомним, долги платить не отказывался, но только реальные, и не райсовету, а непосредственно "Ленэнерго". Перезаключать же договор райсовет не хотел ни в какую.
Еще с прошлого лета, когда такая же попытка взять мятежников "за горло" окончилась неудачей, на стоянке имелся дизель-генератор. Но его мощности на 1700 гаражей не хватало. Возникла реальная угроза безопасности. Начались попытки разграбления _ за этот период 10 гаражей были взломаны. Но неожиданно помогла... скупость райсовета. Выяснилось, что, дабы не платить налоги, он снял со своего баланса распределительные устройства стоянки. Это обстоятельство и позволило Новикову заключить договор с "Ленэнерго" напрямую. 28 марта свет был включен. Но борьба продолжается. Райсовет подал в арбитраж на "Катализатор" иск о возвращении своего имущества "из чужого незаконного владения". Однако исход дела уже ничего не сможет изменить по сути.
_ До последнего времени я верил, что мы с ВОА в каких-то формах можем сосуществовать, искал компромиссы, _ говорит Новиков. _ Но теперь я не хочу иметь с этой организацией ничего общего. На конференции 17 марта наши гаражники проголосовали за коллективный выход из ВОА и ликвидацию ПО-5.
Надо ли что-то к этому добавлять?
Михаил РУТМАН