Масс-медиа Центр Проблемы совр. экономики Исламское страхование РЕСУРСУПАК | АКВА СИСТЕМС Потреб. общество АльтернативА |
Аренда квартир АН АББАТ |
[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 60(2450), 4 апреля 2001
|
Социальную справедливость может обеспечить
только сильное и честное перед своими гражданами государство Вчера Владимир Путин представил Федеральному Собранию ежегодное президентское послание Выступление главы государства в Мраморном зале Кремля длилось более часа и касалось самых различных, прежде всего нерешенных, проблем жизни страны и российского общества. Но о чем бы ни говорил президент, он последовательно проводил одну главную мысль: экономический подъем России, повышение жизненного уровня ее населения, установление большей социальной справедливости может обеспечить только по-настоящему сильное и честное государство, пользующееся доверием у своих граждан. Причем, как отметил Владимир Путин, принцип социальной справедливости должен распространяться на всех россиян как в форме их равенства перед законом, так и в решительном отказе от всех форм неоправданного вмешательства государства в бизнес, ограничения деятельности, считающейся совершенно нормальной и законной в других странах.
По словам президента, первые позитивные шаги в этом направлении сделаны уже за прошедший год. В частности, приостановлена дезинтеграция государства, что в конце девяностых годов стало прямо-таки кричащей проблемой национальной безопасности. Однако, подчеркнул Владимир Путин, в стране "сохраняются серьезные риски _ и экономические, и социальные", что сдерживает развитие производства, приток инвестиций, способствует оттоку капитала и не позволяет обеспечить достойную жизнь граждан.
Вот лишь далеко не полный перечень оперативных и долговременных мер, которые, по мнению президента, могут способствовать дальнейшему позитивному развитию России: Центр и регионы. Необходимо продолжить совершенствование взаимоотношений между центром и субъектами Федерации. Одинаково недопустимо как вторжение регионов в компетенцию центра, так и вмешательство центра в вопросы, которые являются исключительной компетенцией региональных властей. Все эти разграничения, а также упорядочение территориальной структуры органов федеральной исполнительной власти, четкое распределение ресурсов и налоговых поступлений должны быть осуществлены преимущественно путем принятия специального федерального законодательства, что поможет избежать "конфликтов бюджетов и амбиций".
Судебная реформа. Наряду с преодолением несовершенства законодательства надо создавать эффективную судебную систему и, в частности, уже в самое ближайшее время решить вопрос о статусе судей, а также проблемы, связанные с назначением судей на должность. При этом в состав квалификационных коллегий "должны входить не только судьи, но и другие авторитетные члены юридического сообщества."
Бюджет. Необходимо покончить с практикой продавливания федерального бюджета в Госдуме _ своего рода торгом, "в котором участвуют и правительство, и депутаты". А для этого следует преобразовать сам процесс формирования и принятия бюджета, разделив его на две части: первая должна состоять из имеющихся у государства обязательств, а вторая _ определять дополнительные доходы бюджета при определенной внешнеэкономической ситуации. Такой подход поможет не допустить "проедания бюджета", а направить дополнительные доходы в реальную экономику, на осуществление тех или иных государственных программ.
Административная реформа. Начать ее следует с правительства, министерств и ведомств и их территориальных органов. Причем нужно пересмотреть не только и не столько штаты органов исполнительной власти, сколько их функции. Разумеется, нельзя допускать и дальнейшего разрастания аппарата органов госвласти и управления, который вырос "с 882 тысяч в 1993 году до более чем миллиона в настоящее время".
Социальная сфера. Здесь "должна быть прозрачность и четкость".
Каждый гражданин России "должен четко знать, что именно он имеет право бесплатно получать от федеральной власти, что _ от региональной, а за что он должен заплатить сам. И точно так же за органами власти всех уровней должны быть закреплены сферы и их ответственности". Данное требование касается как сферы медицинских и образовательных, так и других услуг. А предоставляя их, необходимо исходить из того, что страна живет в условиях рынка. Поэтому не надо лицемерить и называть "бесплатным" то, что давно является платным в той же сфере медицинского обслуживания и образования. Это только развращает людей, создает почву для всевозможных злоупотреблений, с одной стороны, а с другой, порождает недоверие населения к государству. Гораздо честнее и полезнее придать всему "адекватную правовую основу", получая деньги с тех, кто может их заплатить, и оказывать полноценные бесплатные услуги малообеспеченным гражданам.
В своем выступлении президент постарался ответить на ряд вопросов, которые продолжают будоражить общество. Так, говоря о призывах к пересмотру итогов приватизации, он отметил, что передел собственности сегодня может быть взрывоопасным "для экономической и социальной ситуации" в стране. Другое дело, что сейчас процесс приватизации должен проходить максимально прозрачно, а собственники должны платить соответствующие налоги.
В создании приемлемого, базирующегося на надежной законодательной основе делового климата в стране видит глава государства и главное условие предотвращения утечки капиталов из страны. В этих же целях он предложил приблизить принципы валютного регулирования в России к общемировой практике.
Эти и другие меры, считает Владимир Путин, позволят ускорить процесс интеграции России в мировое экономическое сообщество. С учетом данной задачи нашей стране следует строить и свою внешнеэкономическую деятельность, не поступаясь собственными интересами, добиваясь взаимовыгодного сотрудничества как с западными государствами, так и со странами СНГ. Что касается взаимоотношения России с НАТО, то, по словам президента, они "напрямую зависят" от того, насколько точно Североатлантический альянс будет соблюдать "основополагающие положения международного права", прежде всего "в вопросах неприменения силы и угрозы силы". Россия не потерпит чьего-то вмешательства в свои внутренние дела в той же Чечне, но она всегда открыта для делового партнерства, подчеркнул президент.
К совместной работе на благо России и ее народа призвал президент и все политические силы нашей страны, отметив, что "у нас больше не будет ни революций, не контрреволюций", а будет последовательная борьба за возвращение доверия граждан к государству, которое прежде "их неоднократно обманывало".
Будем надеяться, что власть осознает, сколь благородную и одновременно трудную задачу поставил перед ней Владимир Путин.
Виктор КОШВАНЕЦ