Масс-медиа Центр
Проблемы совр. экономики
Исламское страхование
РЕСУРСУПАК | АКВА СИСТЕМС
Потреб. общество АльтернативА

Аренда квартир
АН АББАТ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 60(2450), 4 апреля 2001
SPb Ved gerb

Балет на лезвиях коньков
Девиз "быть на коне" применительно к танцовщикам Петербургского государственного детского ледового театра означает _ "всегда быть на коньке". И этому правилу они верны уже десять лет. Однако по случаю юбилея артисты и впрямь решили заняться скачками и оседлали... лошадь Д'Артаньяна. Глазами четвероногой спутницы бесстрашного гасконца предстанут события в новом спектакле "Три мушкетера", где зрителей ждут погони и сражения на шпагах, любовные дуэты и дворцовые интриги. Есть все основания полагать, что труппа готовит одно из самых необычных и забавных прочтений литературного бестселлера двух веков, и это значит, что у романа Александра Дюма и в ХХI столетии будет немало новых приключений.

Нынешней весной "Три мушкетера" пополнят своеобразную "ледовую библиотеку" театра, который дебютировал в 1991 году спектаклем "Снежная королева" по сказке Ханса Кристиана Андерсена. За ней последовали инсценировки "Чиполлино" Джани Родари, "Принца и нищего" Марка Твена и даже пушкинской "Метели". Все эти годы труппу возглавляет ее создатель Евгений ФРАДИН. Хотя по профессии он _ организатор театрального дела и стоять на коньках не умеет, зато за это непростое десятилетие ему удалось поставить на крыло целую труппу недавних юниоров.

- Евгений Леонидович, а вы-то как пристрастились к ледовому балету?

_ Очень просто. Водил сына на фигурное катание. Вот и доводился...

_ Тогда, в самом начале, вы были не только детским театром, но по существу и театром детей?

_ Все они выросли у меня на глазах. В труппе было немало ребят даже 11 _ 12 лет, из которых предстояло воспитать ледовых артистов. А ведь далеко не все даже очень хорошие спортсмены могут работать в таком театре. Им надо было преодолеть чувство соперничества, а "одиночникам" психологически вжиться в ансамбль, подчиненный одной творческой цели. Задача оказалась не из легких.

_ К тому же вы брали ответственность за судьбу детей, определяя их профессиональный путь. Что тут было больше _ надежды на успех или авантюры?

_ Признаться, и авантюры тоже... Ведь мы создавались в другой стране _ Советском Союзе и в другом городе _ Ленинграде. Это были времена, весьма сложные для предсказаний. Впереди были путчи, смены руководства страны, денежные реформы... Все это _ не лучший аккомпанемент для танцев на льду.

_ Хотя как раз в то время возникло немало ледовых трупп разных направлений. Видимо, это искусство оказалось востребованным?

_ Вы правы. Однако из всех, кто тогда начинал вместе с нами, выжили только мы. И в немалой степени благодаря тому, что стали государственным коллективом. Государство взяло на себя финансовые обязательства по зарплате и аренде льда, за который приходится платить 2 тысячи рублей в час. Но еще есть колоссальные постановочные расходы. Видимо, не надо особо доказывать, какое это дорогое дело _ пошить костюмы для тех же "Трех мушкетеров". Спонсорскими средствами нас поддержала компания "Раском". Мы нашли возможность зарабатывать деньги. Много гастролируем, собирая во дворцах спорта многотысячные аудитории. Нас любят не только в России, но и во Франции, Польше, Израиле, Финляндии, Республике Корея, в странах Прибалтики, где мы, кстати, готовили свою первую программу. Это было в литовском городе Электренае как раз в те дни, когда в Вильнюсе начались печально известные события с захватом телебашни. И литовцы последним поездом в вагонах с выбитыми стеклами, без проводников, отправили нас в Россию, бережно оградив детей от всех этих событий.

_ В мире существует монополия американского "Холидей он Айс", есть и другие коллективы, в том числе Московский ледовый театр Игоря Бобрина. А чем вы так располагаете зарубежного зрителя?

_ "Холидей он айс" берет роскошью, эффектами, сам же их танец по классу уступает нашему. Мы берем молодостью. Средний возраст наших артистов _ 21 _ 22 года. У многих за плечами спортивная биография. В их арсенале _ сложнейшие элементы фигурного катания. И все это подчинено исключительно артистическим задачам. Ведь мы _ не просто ледовое шоу, а именно ледовый театр.

_ А чем вы отличаетесь, к примеру, от Петербургского балета на льду?

_ Во-первых, размерами сцены, которая у нас гораздо больше, чем у наших старших коллег. Во-вторых, мы делаем оригинальные танцевальные спектакли, не стремясь, как они, копировать классические балеты. На мой взгляд, "Лебединое озеро" или "Жизель" все же лучше смотреть в Мариинском театре, а не в балете на льду. В арсенале нашей труппы есть достаточно умений, творческих и технических возможностей, чтобы делать свои постановки, привлекая для этого авторитетных мастеров. Одна из самых больших удач _ творческая встреча с драматическим режиссером Владимиром Воробьевым, который в содружестве с нашим главным хореографом Натальей Шишкиной постановил три блистательных спектакля, очень разных по облику, и многому нас научил. Это была настоящая школа работы над сценическим образом. И спектакли получились интересными не только для детей. Мы считаем себя театром для семейного отдыха.

_ Можно ли в вашем театре стать звездой ледового балета?

_ Да, можно. И у нас есть очень хорошие танцовщики, которые и по артистическим, и по человеческим качествам оказались лидерами коллектива, хотя, впрочем, звездной болезнью не страдают. Я говорю о таких солистах, как Юлия Михайлова, Алексей Голубев, Светлана Маскевич, Ольга Горбунова, Сергей Андреев. Они с первого для в нашем театре, и на них сегодня держится основной репертуар. А всего у нас _ 35 артистов, и на большинство из них возложены и сольные, и ансамблевые задачи.

_ Вы _ один из самых путешествующих коллективов нашего города?

_ Да, дома, мы, к сожалению, выступаем реже, чем хотелось бы. Многие месяцы в году приходятся на гастроли, разъезды. Так что жизнь у ледового артиста непростая. Вагонные полки, перелеты, далеко не лучшие гостиницы, напряженный график гастролей, репетиции. Все время готовим что-то новое, пополняя и свой концертный арсенал.

_ Наверное, и сами коньки тоже немалая часть ваших расходов?

_ И не говорите... У наших артистов _ швейцарские или итальянские ботинки и английские лезвия высокого качества. Получается в среднем почти полтысячи долларов за пару. И это вечные наши слезы. Два-три года _ и надо покупать новые. К счастью, они все же горят не так быстро, как балетные туфли.

Видимо, не износив хотя бы нескольких пар коньков, трудно стать настоящим артистом на самой скользкой в мире сцене. Ну а о том, как воздействует это искусство на зрителей, можно вспомнить хотя бы на примере гастролей театра со спектаклем "Метель" в Республике Корея. Зрители Сеула и еще четырех городов страны, которые, возможно, и не слышали о Пушкине, проливали слезы над судьбой Марьи Гавриловны. И это чувство передал им русский ледовый театр, сумевший своим спектаклем растопить их сердца. Олег СЕРДОБОЛЬСКИЙ,корр. СПб-ТАСС, _ специально для "Санкт-Петербургских ведомостей"


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]