Масс-медиа Центр Проблемы совр. экономики Исламское страхование РЕСУРСУПАК | АКВА СИСТЕМС Потреб. общество АльтернативА |
Аренда квартир АН АББАТ |
[ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 60(2450), 4 апреля 2001
|
У бюджетного рубля будет новый хозяин
Не чиновник, а налогоплательщик Любимое детище и предмет гордости городских финансистов _ бюджет Петербурга, бездефицитный, социальноориентированный и один из самых прозрачных в России. Нигде нет такой подробной детализации бюджетных расходов, как в Петербурге. Бюджетная дисциплина позволяет городу периодически поднимать зарплату медикам, педагогам и работникам культуры, вовремя платить детские и другие социальные пособия. В общем, никаких к нашему главному финансовому документу нет и не может быть вопросов.
Тем интереснее узнать, чем вызвано появление распоряжения губернатора # 134б-р с многозначительным названием: "Об утверждении программы реформирования бюджетной системы Санкт-Петербурга", и какие цели преследует эта программа.
Зачем и как реформировать наш лучший в стране бюджет _ об этом обозревателю газеты Владимиру НОВИКОВУ рассказывает вице-губернатор, председатель комитета финансов Виктор КРОТОВ.
_ Виктор Юрьевич, что случилось с бюджетом? Москва все деньги отняла, Счетная палата нашла какие-то нарушения, кредиторы срочного возврата долгов потребовали? Зачем потребовалась реформа?
_ В этом году правительство России начало радикальную бюджетно-налоговую реформу, в результате которой существенно сократятся доходы городского бюджета. Кроме того, ни для кого не секрет, что с каждым годом ухудшается состояние основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, образования, здравоохранения, для поддержания уровня заработной платы бюджетников размер МРОТ в последнее время быстро увеличивается. В такой ситуации вопросы повышения качества управления финансами города и эффективности расходования бюджетных средств выходят на первый план. Именно этим и обусловлено создание программы, в которой речь идет не о перестройке собственно бюджета, а о совершенствовании системы финансового управления. И одним из основных направлений является создание такого процесса исполнения бюджета, который был бы максимально прозрачным на всех уровнях.
_ Но ведь четыре года со всех трибун утверждается, что у города прозрачный бюджет.
_ Бюджет прозрачный, но я не могу сказать этого о всей бюджетной системе. Бюджет _ общегородской документ, в нем расписаны расходы в масштабах города: сколько денег выделяется на образование, на медицину, другие нужды. Крупные статьи расходов, конечно, детализированы _ кому и на что они предназначены. Но мы не можем на городском уровне "расписать" каждый рубль _ сколько, к примеру, школе "икс" выделено денег на бесплатные завтраки, а школе "игрек" _ на оплату электроэнергии.
_ И что, есть сомнения, что "бюджетный рубль" всегда используется по назначению?
_ Дело не в сомнениях, хотя и они, представьте себе, есть. Когда по осени во всех газетах, на телеканалах начинается плач, что кого-то там не подключили к отоплению, потому что бюджет не перечислил им деньги, а я прекрасно знаю, что все было перечислено до копейки и в срок, причем в соответствии с теми расчетами, что представляли сами "страдальцы", _ как тут не возникнуть сомнениям.
_ А если еще посмотреть, на каких престижных машинах иные директора бюджетных учреждений ездят...
_ Махинациями с бюджетными деньгами должны заниматься ревизионные, правоохранительные органы и та же Счетная палата. Перед нами, финансистами, стоит другая задача _ повысить качество управления городскими финансами и эффективность расходования бюджетных средств, создать эффективную систему общественного контроля за расходованием бюджетных средств, чтобы минимизировать нецелевое использование казенных денег.
_ Ничего себе _ задачка. Ее не решила еще ни одна страна.
_ Окончательных решений в финансах не существует, но есть то, что называется "удовлетворительный результат". Он будет достигнут, если мы создадим систему, которая позволит установить в бюджетной сфере общественный контроль на уровне конкретных получателей бюджетных денег.
Сегодня вы не знаете и не можете узнать, почему школа, в которую ходит ваш ребенок, давно не ремонтировалась _ то ли бюджет денег не выделил, то ли деньги на заграничную командировку какого-нибудь чиновника были потрачены. Комитет финансов совместно с другими комитетами городской администрации разрабатывает формы отчетности бюджетных учреждений перед гражданами _ чтобы каждый из нас мог узнать, сколько и на какие цели получено школой, поликлиникой, детским садом денег, какие товары, услуги, по какой цене и у кого были за эти деньги приобретены.
_ Но ведь и в такие отчеты можно вставить "липу".
_ Обмануть можно одного, двух человек, но если такая информация станет доступна тысяче людей _ любое искажение почти наверняка будет выявлено. Это подтверждается мировой практикой.
_ Выглядит все достаточно просто.
_ Просто только для некоторых учреждений. Если же взять жилищнокоммунальную сферу, то для нее информационные модели, которые позволят вести эффективный общественный контроль, придется разрабатывать с помощью ученых.
К тому же при всей значимости общественного контроля как инструмента борьбы с нецелевым использованием бюджетных средств это лишь один из девятнадцати пунктов, предусмотренных программой реформирования. Прозрачность бюджетных потоков на всех уровнях должна качественно изменить финансовую ситуацию в городе.
Во-первых, мы ожидаем снижения уровня дотирования планово-убыточных предприятий. К сожалению, такие организации не привыкли искать пути повышения финансовой эффективности, ведь все их издержки оплачивает бюджет. Они не заинтересованы в новых технических решениях, в сокращении штатов, управленческих расходов. Анализ позволит выявит нерациональные затраты и найти более выгодные решения.
В сфере образования, дошкольного воспитания мы должны перейти на финансирование по числу воспитываемых в этих учреждений детей. Известно, что есть популярные и непопулярные школы, детские сады. По новым правилам, хорошая школа, куда родители стремятся устроить своих детей, и зарабатывать будет больше. Не исключено, что и платные образовательные, воспитательные учреждения захотят принимать детей, за которых по установленным нормам будет платить бюджет.
Во-вторых, финансовая прозрачность позволит привлечь в бюджетную сферу инвесторов. Вполне возможно, что уборка улиц, ремонт сетей и другие работы могут быть выгодными, если инвестор вложит средства в какие-то новые технологии, которые снизят трудоемкость этих работ.
В ходе выполнения программы должна быть выработана система предоставления безвозмездных субсидий на приобретение гражданами жилья на условиях софинансирования. Должен стать открытым и прогнозируемым процесс тарифного регулирования, процессы управления городской собственностью, управления городским долгом... Перечисление и пояснения к каждому пункту программы займут слишком много времени и места. Объединяет же все намеченные мероприятия одно _ бюджетный процесс на всех уровнях становится прозрачным и открытым для общественного контроля.
Это наш город, наши с вами деньги, и каждый из нас вправе знать, как они используются.
Наш комитет, как и другие комитеты администрации, будет постоянно информировать граждан о ходе исполнения программы, и, думаю, в течение трех лет _ такой срок определил губернатор _ горожане не только получат возможность, но и научатся разбираться в финансовых вопросах на уровне своего жилищного управления, школы, поликлиники, своего муниципального образования, района и города в целом.
_ Может быть, когда вы выполните эту программу, я впервые с легким сердцем пойду платить налоги, зная, что мои деньги не будут украдены, проедены бюрократическим аппаратом или просто выброшены на ветер.
_ Будем надеяться, что, продолжая и развивая нашу работу дальше, мы сможем изменить этот стереотип мышления. Мы стремимся к тому, чтобы люди воспринимали государство не как некую структуру, которая стоит над гражданами и собирает с них дань, а как партнера, который достоин доверия.
_ Петербург был городом трех политических революций, а теперь готовит бюджетно-финансовую?
_ Это нельзя назвать революцией, это нормальный процесс развития, движения вперед. Мы постоянно работаем над развитием финансовой системы города, и программа реформирования бюджетной сферы _ логическое продолжение этой работы. В то же время она ставит конкретные цели и жесткие временные рамки, что позволит получить заметные результаты еще до истечения трехлетнего срока.