Масс-медиа Центр Полиэстеровая лавсановая лента Строительство бассейнов ремонт |
Аренда квартир в Санкт-Петербурге Снять квартиру в Санкт Петербурге |
[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 53(2443), 24 марта 2001
|
"САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ ВЕДОМОСТИ" страница
Отдел Нештатные РАЗМЕТКА К ПРОИЗВОДСТВУ: Автор Наталия Гречук В номер на Готовил Полоса Файл Z:\TEXT\NESHTAT\LIS-N\POBEDITE.DOC Дата ВИЗЫ: Зав. отделом Время Нач. юр. службы Наборщик Нина Варновская 1-й зам. отв. секр.
ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ: Зам. гл. ред.
на полосе не позднее Ред. номера Секунда истории Победитель "иностранцов"
"Путиловский завод может считаться одним из старейших русских металлургических и механических заводов, кроме Уральских.
По своим размерам, производительности и числу рабочих он стоит первым в России и одним из первых в Европе среди заводов того же рода..."
Так писал когда-то автор очерка, посвященного столетнему юбилею знаменитого петербургского предприятия.
А теперь отмечает завод уж свое двухсотлетие.
Почему-то именно с 1801 года ведет он отсчет своей жизни _ хотя на самом деле основан был в 1789-м.
Впрочем, тот первый его период был кронштадтским. В Петербург же с "военно-морского" острова завод, изготовлявший артиллерийские снаряды, перевели по "стратегическим соображениям", для безопасности.
Здесь, в столице, первую свою продукцию завод и выдал 21 марта (все даты _ по ст. стилю) 1801 года.
Потом знал он успехи и неудачи, взлеты и падения, даже не раз умирал... Пока, наконец, не обрел свою славу _ с того момента, когда на сцену явился талантливый инженер, инициативный предприниматель и к тому времени владелец уже нескольких заводов Николай Иванович Путилов.
Случилось так, что летом 1867 года заключил Путилов с Департаментом железных дорог контракт на поставку рельсов, которые до той поры закупались за границей. И первую продукцию обещался выдать через три года.
Но в том же 1867-м в катастрофической ситуации оказалась Николаевская железная дорога. Применяемые ею английские и бельгийские рельсы, не выдерживая русских морозов, слишком часто лопались, а запас их для замены, можно сказать, иссяк.
И тут Путилов сделал смелое заявление. Мол, он может уже в следующем году поставить Николаевской свои рельсы. Но при условии, если ему продадут бывший "кронштадтский" завод.
Препятствий к тому не нашлось, тем более что завод в очередной раз был мертв.
2 января 1868 года Александр II дал разрешение на покупку.
12-го была оформлена сделка.
20-го _ уже пошли с завода первые рельсы!
Выделывали их до 5 тысяч пудов в сутки _ ведь только одной Николаевской дороге было обещано их на зимние месяцы 600 тысяч пудов.
Интересно, что основным сырьем для тех первых отечественных рельсов послужили негодные "импортные": их переплавляли с нужными добавками.
При этом сам Путилов внес в их конструкцию важное новшество: стальную головку вместо железной, чего за границей не делали. От того наши рельсы получались гораздо прочнее...
"Особенно замечательно то обстоятельство, _ писала "Иллюстрированная газета" в ноябре 1868 года, _ что в личном составе завода нет иностранцов, несмотря на то, что в России еще до сих пор сохранилось убеждение, что никакой завод без них обойтись не может".
Чтобы доказать высокое качество своей продукции, устроил Путилов 3 февраля 1868 года показательные испытания, пригласив трех главных для себя министров: морского, путейского и госимуществ.
При сильном морозе на русский и на английский рельсы обрушивали с высоты тяжелую "бабу": наш только погнулся слегка, а английский переломился сразу...
Осенью Путилов опять устроил такую же демонстрацию. Тут уже явился даже великий князь Константин Николаевич _ генерал-адмирал и председатель Адмиралтейств-совета. Почти три часа, вместе с другими гостями осматривал он завод "на полном ходу работ". И опять переламывала "баба" английские и бельгийские рельсы _ наши же даже трещины не давали.
"Нужно ли говорить о том отрадном чувстве, какое испытала русская публика при таком очевидном превосходстве рельсов русского изделия пред иностранными?"
Теперь старый завод на Петергофском тракте стали в столице называть не иначе как "путиловским", а самого Путилова "нашим петербургским Круппом". Тем более что начал он тут изготавливать, кроме рельсов, еще и артиллерийские снаряды по своему "особому способу", так что превзошли они по убойности крупповские...
Вообще личность Николая Ивановича Путилова сама по себе заслуживала бы отдельного рассказа _ вот только слишком долог бы он был, не уложился бы в "Секунду".
Напомню только, что именно ему обязан Петербург сооружением Морского канала на мелководной Невской губе _ задумывавшегося еще Петром Первым.
На дамбе этого, тогда еще строившегося канала, на Гладком острове, Путилова и похоронили в 1880 году, как он и завещал. Там могила его находилась двадцать семь лет _ пока не перенесли прах Николая Ивановича и жены его Екатерины Ивановны в новопостроенную церковь на Петергофском шоссе. Здесь для этого специально устроен был склеп...
Строили церковь, между прочим, на средства путиловцев. Однако на торжество перезахоронения пригласили, как писал в ноябре 1907 года "Петербургский листок", только избранных. "Заведующий билетами на вход к могиле и в Путиловский храм староста церкви Е. Е. Иогансен отказал в пропуске многим старым служащим и рабочим..." (Видно, заводское начальство, даже мелкое, все никак не могло забыть 1905 год _ наш снимок как раз из того времени.) Но и на новом месте не суждено было упокоиться "русскому Круппу".
В феврале 1925 года церковь закрыли, а через несколько лет перестроили в клуб "Красный путиловец". При этой перестройке исчезла и могила Путиловых...
Наталия ГРЕЧУК Фотография из Государственного архива кинофотофонодокументов