[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 52(2442), 23 марта 2001
SPb Ved gerb

Премьера
Восемь любящих и четыре интеллигентки В Санкт-Петербург на гастроли приехали долгожданные гости _ театр из Выборга "Святая крепость". Прежде артисты этого ленинградского областного театра были знакомы нашей публике лишь по детским кукольным спектаклям, которые удостаивались престижных театральных премий и внимания коллег.

Но вот уже несколько сезонов как труппа, возглавляемая Юрием Лабецким, поменяла статус: артисты не только выступают за ширмой, но и играют полноценные драматические спектакли.

Последняя премьера _ "Три сестры" А. П. Чехова уже наделала немало шуму, спектакль смотрят не только выборжане, его приезжают смотреть и москвичи, и петербуржцы, и коллеги из Финляндии. В программке значится: "Посвящается 100-летию пьесы". Слова эти _ не дежурный эпиграф. Спектакль вбирает в себя не только вековую историю одного из самых известных произведений А. П. Чехова, но и целое столетие российской истории. Кто-то для подведения итогов XX века инсценирует роман Пелевина, а Юрий Лабецкий и его команда находят созвучие своим размышлениям о жизни в "Трех сестрах".

Со дня своей мхатовской премьеры эта пьеса, пожалуй, никогда не сходила со сцены. Каждый театрал помнит с десяток спектаклей, среди которых были и провальные, и выдающиеся. И даже если вы не видели хотя бы в записи постановку Немировича-Данченко или товстоноговский спектакль с участием Дорониной, Шарко, Юрского, Копеляна, то все равно есть у вас свои представления о героях. И как только выходят они на подмостки, так сразу в зале слышится "нет, не похож" или "вылитый Вершинин". Отношения наши с чеховскими персонажами напоминают историю про "ангела в натуральную величину": все отчего-то знают, каковы они на самом деле.

Трудно выводить их на сцену сто лет спустя после премьеры. Любой из зрителей, даже если не перечитывал "Трех сестер" со школьной скамьи, вправе упрекнуть: мол, у офицеров выправка не та, а генеральские дочки слишком напоминают "золушек" из нынешних сериалов. Чтобы избежать этих и других претензий, режиссер Юрий Лабецкий пошел им навстречу. Он рассредоточил время действия на целый век. Первый акт его спектакля происходит в конце прошлого столетия, а последний _ в конце XX века.

Надо сказать, что подобные экзекуции над пьесой уже проводились.

Но на сей раз анахронизм оправдан. Спектакль поставлен о том, что произошло с чеховскими персонажами в те времена, о которых они мечтали и философствовали, когда "настанет новая, счастливая жизнь". Однако сам Чехов не слишком-то верил в безоблачное будущее: на историческую сцену выходила бойкая Наташа и обещала завтра же вырубить еловую аллею, ведущую к дому, так же как в другой пьесе Лопахин ударял топором по вишневому саду. Так что режиссеру не пришлось особенно дискутировать с автором: он просто проиллюстрировал его печальные прогнозы, как бы отмотав пленку с конца.

Трудную жизнь прожили три сестры, еще сто лет назад стремившиеся "в Москву, в Москву!", да так и застрявшие с упакованными чемоданами на станции, которая, как сказано у Чехова, почему-то в двадцати верстах от города. В выборгском спектакле героини очень молоды _ ослепительно молоды в первом акте и трагически молоды в финале. Тем печальнее, что, едва начав жить, они уже постарели-подурнели и безумно утомились. Горькое одиночество, соломенное вдовство _ таков итог XX века. Такова его эмблема. Недаром в зале слышатся сдерживаемые рыданья: люди, переживающие те же драмы в 2000 году, не могут не сочувствовать сестрам Прозоровым, родившимся сто лет назад.

Юрий Лабецкий, который не только поставил спектакль, но и сыграл роль полковника Вершинина, повел себя по-мужски и все свое сочувствие отдал героиням. Даже Наташа здесь скорее жертва, чем "шершавое животное". В этом пункте режиссер солидарен с Чеховым, уверявшим в письме к Немировичу-Данченко, что в его пьесе "четыре ответственных женских роли, четыре молодых интеллигентных женщины". Конечно, эти "Три сестры" далеки от расхожего феминизма. Просто мужчины _ калибром помельче. Еще одна болезнь века. Даже Вершинин трактуется этаким самодовольным красавцем, у которого в каждом уездном городе своя Маша. А здесь у записного сердцееда еще и с Ольгой роман наметился...

Рельефно прочерчено в спектакле противостояние Тузенбаха и Соленого. Их соперничество нагнетается от действия к действию, трагическая развязка неотвратима, но зрителю трудно выбрать из двух одного: в каждом есть и привлекательные черты, и отталкивающие. Порой даже кажется, что Ирина вот-вот отзовется на признания Соленого... От этого знакомая до боли пьеса выглядит загадочной и полной неожиданностей. В чем, собственно, и состоит прелесть диалога с Чеховым, в который вступили выборжане. К старой истории они отнеслись, словно она написана специально для них и про них. И сыграли ее, что называется, сердцем.

Впрочем, и мастерства тоже не пожалели. Если не знаешь, что большая часть труппы _ профессиональные актеры-кукольники, то и не догадаешься, что "Три сестры" второй в их жизни драматический спектакль.

Два года назад обращение к "живому плану" стало для скромного областного театра палочкой-выручалочкой. Никто и не предполагал, что спасти от депрессии, морального и финансового кризиса помогут француз Робер Тома (его пьесу "Восемь любящих женщин" артисты тоже показывают на сцене Театра на Литейном) и Антон Павлович Чехов. Риск однако оправдался, билетов на спектакли не достать, артисты могут пить шампанское.

Что они и делают в эпилоге "Трех сестер". Распахиваются двери веранды, за которыми цветущие белые деревья, и прошлое соединяется с настоящим. Все снова молоды, счастливы и полны надежд. Даже в Москву больше никто не собирается.

Елена АЛЕКСЕЕВА Выборг _ Петербург


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]