[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 52(2442), 23 марта 2001
|
"Неизвестный Путин"
Истории, не вошедшие в фильм 26 марта исполнится год с того дня, когда страна выбрала нового президента. В те мартовские дни 2000 года по телевидению был показан фильм о детстве и юности Владимира Путина. Режиссер Дмитрий ЖЕЛКОВСКИЙ рассказал о съемках журналисту Ирине КОРНЕВОЙ.
_ В феврале 2000 года, когда мы получили заказ от "РТР" и приступили к созданию фильма, вопрос "ху из мистер Путин" был для нас столь же актуален, как и для всего мира. Нашей задачей было показать "мальчика", как мы его называли, с момента рождения _ 1952-го по 1975-й _ когда он окончил Университет. Знали мы только дату рождения, знали _ из газет _ как зовут родителей (они уже умерли) и номер первой школы, где он учился.
Номер школы оказался не тем, все три адреса, указанных в базе данных, по которым якобы проживала эта семья, тоже не соответствовали истине. В доме, где он жил вместе с родителями, жильцов, знающих семью Путиных, на тот момент в принципе быть не могло _ здание подверглось капремонту, стало элитным, и сейчас там живут новые русские. Первую школу, в которой Путин учился до 9-го класса, закрыли несколько десятков лет назад, номер ее передали другой школе. Здание второй школы, на Свердловской набережной, вообще взорвано. В загсе на Петра Лаврова, где Путин женился, стоит запись, что он проживает на проспекте Стачек, дом такой-то, квартира такая-то. А потом выяснилось, что номер дома у него действительно реальный, с одного адреса, а номер квартиры почемуто с другого адреса записан. Запутано все было невероятно.
_ Право на первое интервью с его первой школьной учительницей вам принадлежит?
_ Нам. Это большая удача для фильма, что мы нашли Веру Дмитриевну.
_ Дружба с учительницей, частые визиты к ней домой _ ситуация для нормального школьника нетипичная. Напоминает ранние задатки карьеризма. Или это действительно были искренние отношения?
_ Карьеризма в помине не было. Это был совершенно обычный ребенок. Путин схватывал знания на лету, но не был зубрилой, даже в определенной степени был лентяем. Характерный пример. Класс с Верой Дмитриевной ездил в поход. Надо костер соорудить. Володя лежит, загорает.
Учительница говорит: "Володя, пойди со всеми, наруби дров". Лежит "кверху пузом", по выражению Веры Дмитриевны, и не идет. "Володя, надо сходить". Лежит. В общем, на пятый раз она его достает, он берет топор, срубает здоровое дерево, кромсает его и опять ложится "кверху пузом". И Вера Дмитриевна делает такое заключение: "мог дров нарубить, а потом кверху пузом лежать". Из-за этой фразы эпизод в фильм и не вошел.
_ А его мечта с раннего детства _ идти работать в "органы"...
_ Мы в фильме показываем отрывок из фильма "Мертвый сезон", знаменитую сцену обмена разведчиками. И Вера Дмитриевна говорит _ на "Мертвый сезон" они всем классом ходили. В конце 60-х _ начале 70-х и "Семнадцать мгновений весны" вышли, и "Майор Вихрь" _ кинематограф, безусловно, оказал на подростков огромное влияние. Все однокурсники говорили: Володя никогда ни на кого не "стучал", более того, если кто-нибудь "стукнул" на кого-нибудь, он разборки устраивал. Мы прошлись по очень многим людям _ одноклассники по первой школе, одноклассники по второй школе, сокурсники по Университету. Плохо о нем никто не говорил. Чем дальше мы работали над материалом, тем больше ощущение было, что имеем дело с порядочным, умным человеком. Хотя иногда у нас складывалось впечатление, что какой-то идеальный человек. Если что и плохое, то как-то все по мелочи.
_ Путин курировал процесс создания фильма?
_ Он лично смотрел исходный материал, со всем "черным" звуком, со всеми репликами, которые там присутствовали, _ моими, сценаристки, комментариями по поводу героя... Один из его одноклассников, Алехов, рассказал нам историю, как Володя на спор перелез с одного балкона на другой, а высота _ четырех-этажный дом, и расстояние между балконами приличное. Алехов заключает: "Вот ведь, представляете, какой человек?!". А я говорю: "А с головой-то у него, вообще, все в порядке было?". То есть Путин обо мне тоже, наверное, составил некое мнение.
А встреча с Путиным состоялась в самом конце, когда у нас все уже было готово. Мы сделали фильм на 50 минут, и нас просили оставить две минуты, дабы снять, как наш герой "случайно" приехал в гости к своей первой учительнице.
Не виделись они 13 лет. Мы предстоящую встречу долго маскировали перед самой Верой Дмитриевной _ должен был такой хепенинг быть, "неожиданная" встреча: мы сидим, разговариваем с ней, и тут звонок в дверь.
Этот "хепенинг" мы три раза устраивали. То Путин приезжает, то не приезжает. А ведь все не так просто _ нужно зайти в квартиру, расположить камеры, поставить свет. Поэтому, как только нам звонок из Москвы: "Ребята, давайте на объект", _ срываемся, приезжаем к ней: "Вера Дмитриевна, нам еще кусочек нужно доснять". Однажды наконец-то видим: весь двор оцепили, милиции понагнали, звонок в дверь. Мы уже включаем камеру _ входит дядька взрывотехник. "Здрасьте, _ говорит, _ я из охраны президента, мне нужно тут все пощупать". Весь "хепенинг"
пропал. И в тот раз Путин не приехал. Он приехал только в ночь перед похоронами Собчака. В полдвенадцатого, уже без всяких взрывотехников, раздался звонок в дверь _ входит Путин с большим букетом роз. В фильм вошел маленький кусочек: они здороваются, целуются, она немножко всплакнула, сели, поговорили, и Путин в камеру говорит: "Все, хватит".
Мы еще минут десять там побыли, нас ему представили: "Это те ребята, которые снимали фильм". Тут он нам руки пожал и одобрительно сказал: "Удивлен, что вы это все раскопали".
_ Вам удалось понять, что за человек Путин или все равно он остается неизвестным?
_ Для меня он абсолютно открылся как человек. Я не знаю, конечно, что потом могла с ним сделать школа КГБ, служба в Германии и в структурах власти. Но за то, что до 23 лет он состоялся как личность порядочная, _ я ручаюсь. Если бы в тот период его жизни, про который мы снимали, был какой-нибудь компромат, мы бы о нем знали.
За последний год, когда за ним следит весь мир, он меня не подвел. Не развеял моего представления о нем как о порядочном человеке.