[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 158(2308), 26 августа 2000
SPb Ved gerb

Аккорд недели
Грабли гласности Позади две недели мучительного кошмара, когда сто восемнадцать подводников стараниями специалистов и журналистов объявлялись то живыми, то мертвыми. И вот теперь все. Приговор подписан и оформлен национальным трауром.

Их, разумеется, никогда официально не нарекут святыми _ как того великомученика, который в лихую годину малодушно отрекся от ниспосланного ему предназначения. Но их, славных ребят с "Курска", ставших в эти дни родными для каждой российской семьи, истинных героев, не изменивших присяге и долгу, народ всегда будет свято чтить и помнить, как помнит о моряках с "Варяга"...

Чем страшнее национальная беда, тем выше ответственность руководителей страны за точность поведения. Это в полной мере ощутил на себе и В.ЪПутин. Не имея пока достаточного опыта публичного политика, окруженный, судя по всему, малополезными "политтехнологами", социальными психологами, "имиджмейкерами" и другой идеологической обслугой, президент, по мнению многих наблюдателей, всего на каких-нибудь два-три дня сбил темп, промедлил с ожидаемой от него реакцией, недооценил степень эмоционального накала в стране.

И, конечно, этим немедленно воспользовались силы, которым он немало попортил крови за последнее время. Ринулись в контратаку те самые, которые, по замечанию президента, "длительное время способствовали развалу армии, флота и государства", и теперь решили устроить Путину нечто вроде морального импичмента.

Бог мой, с каким едва скрываемым удовольствием преподносились на том же канале "НТВ" умело отобранные выдержки из зарубежных газет! И о том, что "репутация Путина может затонуть вместе с флотом" (ура!), что "этот инцидент сводит на нет усилия президента по созданию эффективного государства" (двойное ура!), и прочие благозвучности для питомцев посткоммунистического бардака, поимевших от него невиданные барыши. Из политиков громче всех, как водится, подал голос лидер СПС Б. Немцов, обвинивший президента в аморальности. Борис Ефимович шагает так широко, что... не выдержали даже "Известия" и разразились комментарием, где в некоторой связи с упомянутым сюжетом употреблены выражения "безответственный болтун", "мораль визгливой бабы" и прочие сочности.

Как известно, В. Путин мужественно и честно выполнил работу над своими и чужими ошибками _ и в ходе тяжелейшей шестичасовой встречи с родственниками погибших, и в интервью Российскому телевидению. Рейтинг его, по данным социологов, даже на фоне поднятой истерии снизился всего на несколько процентов.

Но рано говорить "лады". Думаю, что наряду с расследованием технических и технологических причин гибели "Курска" было бы очень уместно провести разбор информативного фона спасательных работ. С информационными войнами не шутят, да и элементарное взаимодействие с прессой _ большое и сложное искусство, которым, похоже, не владеют сейчас ни командование Вооруженных сил, ни "командование" штатских подразделений власти.

Не случайно Союз российских журналистов обратился к министру обороны и командующему ВМФ с призывом облегчить журналистам доступ к информации об аварии _ информации, которую чуть ли не круглые сутки жадно ловили вся Россия и весь мир. И тем более не случайно, что в условиях дефицита официальных сведений над местом гибели "Курска" летали целые стаи журналистских, никем не сбиваемых, уток. "Приказ _ журналистов не пускать _ эмоционален и как все эмоциональное _ неразумен, _ пишет в "Российской газете" капитан 1-го ранга Н. Черкашин. _ Флот обязан был, несмотря на все свои обиды, предоставить журналистам офицера, хорошо знающего морское дело... который бы не дергался в предписанных ему рамках, а внятно объяснил, что к чему. Многие бы сменили тон своих выступлений. Увы, ничего из этого не было сделано".

...Объявив в прошлом десятилетии гласность, реформаторы бросили СМИ в гущу дикого рынка, фигуранты которого стали постоянно наступать на грабли этой самой гласности. Потому что теневым дельцам, теневым чиновникам и теневым политиканам свет противопоказан. Сначала журналистов убивали, потом наиболее сговорчивых стали покупать, затем положили в свой карман целые издания и телеканалы. Тогда и появилась псевдогласность, а за лживостью некоторых СМИ россияне рассмотрели лживость и бессилие государства...

"Корни любых наших неудач _ в неразвитости гражданского общества, в неумении власти говорить с ним и сотрудничать" _ это слова из июльского послания президента парламенту. Но как говорить и сотрудничать с обществом без прессы?

Усвоит ли власть сию аксиому на всех своих уровнях или будет и дальше наступать на грабли?

Александр ЮРКОВ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]