[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 158(2308), 26 августа 2000
|
"Большое позорище" на Мойке,
или Где путешествовал капитан Кук Тем, кто любит отыскивать остатки петербургской старины под многолетними наслоениями, советую наведаться на бывшую Офицерскую (ныне улица Декабристов). Там между домами 37 и 39 расположен стадион института им. Лесгафта. Сам по себе он не представляет ничего примечательного: за невысокой металлической оградой вы увидите несколько тополей да кое-какие спортивные сооружения. Однако в истории этого участка есть немало интересных страниц.
...Еще в первой трети XVIII века на левом берегу Мойки, против Новой Голландии, привольно раскинулись усадьбы петровских сподвижников _ Ягужинского, Сенявина, Головина, Шафирова.
Потом усадьбы переходили из рук в руки; интересующий нас участок в 1760-х _ 1770-х принадлежал генералу П. И. Панину, будущему усмирителю Пугачевского бунта; затем он перешел к князю М. М. Щербатову, автору многотомной "Истории Российской с древнейших времен" и сочинения "О повреждении нравов в России".
К моменту приобретения князем участка в глубине его стояли каменные одноэтажные палаты в барочном вкусе; перед задним фасадом дома был разбит небольшой сад. Здесь, вдали от городского шума и мирской суеты, Щербатов писал третий и четвертый тома своей "Истории" и разбирал архив кабинета Петра I, к которому получил доступ благодаря специальному указу Екатерины II.
После Щербатова участок и дом снова начали менять владельцев и попали, наконец, в руки к обер-шталмейстеру Л. А. Нарышкину. Тот возвел здесь (скорее всего, на прежнем фундаменте) новый двухэтажный дом.
После многих перестроек этот дом дошел до наших дней: его можно и сейчас увидеть в глубине участка...
Но главное деяние Нарышкина как хозяина участка заключалось не в этом. Обер-шталмейстер был человеком веселым и компанейским. Неудивительно, что он охотно предоставил свой усадебный сад на Мойке для "воксала", как называли тогда увеселительные заведения на открытом воздухе. По средам и воскресеньям там устраивались танцевальные вечера и маскарады с платою по рублю с персоны, причем посетители могли являться в масках и без масок. В танцевальном павильоне играли два оркестра _ роговой и бальный, а на открытой сцене шли пантомимы и сжигались потешные огни.
Вот одно из объявлений в "Санкт-Петербургских ведомостях" 1793 года: "В среду, сего Июля 20 дня, будет в Нарышкином саду, что на Мойке, представление большого позорища (т. е. зрелища. _ А. И.), названного Путешествие капитана Кука. После которого числа воксалы будут только по воскресеньям, а в другие дни недели всякому дозволяется безденежно гулять в саду с утра до вечера, где можно будет получать во всякое время напитки и закуски..."
Последние слова особенно важны и говорят о том, что "Нарышкин сад" сделался первым в нашем городе общедоступным садом, вход в который не оговаривался никакими дополнительными условиями, как это бывало прежде.
Со смертью Нарышкина в 1799-м все здесь снова переменилось: его наследник стал сдавать усадьбу внаем. До 1805 года тут жил австрийский посол граф Стадион (в чем можно усмотреть намек на будущее предназначение участка), а затем она перешла к придворному банкиру барону А. А.
Раллю. Новый владелец любил музыку и веселье не меньше прежнего, а потому возобновил в саду былые развлечения. Но длились они лишь несколько лет: состояние барона было уже сильно расстроено, и в 1831-м участок на Мойке пошел с торгов. Его купил камер-юнкер А. Н. Демидов, наследник колоссального богатства, основавший здесь два года спустя "Дом Трудолюбия", больше известный как Демидовский дом призрения, иными словами _ работный дом. Усадебное здание было перестроено архитектором Е. И. Диммертом для новых целей, а в саду на тридцать лет воцарилась тишина...
В пореформенное время жизнь в столице стала приобретать новые черты, оживилась предпринимательская деятельность, одно за другим стали появляться увеселительные заведения. Весной 1864 года некто В. Н. Егарев арендовал у Демидовского дома призрения часть участка, выходившую на Офицерскую улицу, и открыл здесь "Русский семейный сад".
В течение первых лет сад вполне оправдывал наименование: там обслуживали за невысокую плату главным образом семейную публику средней руки, развлекая ее концертами духового оркестра и разнообразными дивертисментами. Однако с начала 1870-х характер зрелищ резко изменился: стали появляться привезенные Егаревым из-за границы имитаторы, фокусники, целые акробатические ансамбли; настоящим же "гвоздем" программы были исполнительницы фривольных песенок и танцорки-канканерши.
"Эти "звездочки" приманили публику особого рода, _ вспоминал современник. _ Сад приобрел совсем другой характер и, хотя сохранил прежнее наименование, однако стал более известен под названием "Демидова сада"
или "Демидрона"..."
В начале 1880-х Егарев, дела которого постепенно пришли в упадок, отказался от дальнейшей аренды сада. Были объявлены торги, и сад сняла В. А. Линская-Неметти. Был сломан старый деревянный театр, напоминавший телячий загон, и выстроены новые _ летний и зимний театры. На открытой сцене выступали песенники, рассказчики, представители разных эстрадных жанров; в зимнем же каменном театре, выходившем фасадом на Офицерскую, давались опереточные и драматические спектакли...
А летом 1912 года оборотистый делец Ялышев открыл в Демидовом саду новое увеселительное заведение _ Луна-парк. Появившись первоначально в Америке, луна-парки перекочевали в Европу, завоевав широкую популярность обилием в основном механических аттракционов. Петербургский Луна-парк обещал своим посетителям и "путешествие по горным дорогам", и исполинское "чертово колесо", и "пьяную лестницу", и настоящую сомалийскую деревню с живыми обитателями, и многое другое. В ряду предлагаемых соблазнов почетное место занимал ресторан. Трудно поверить, что все это могло уместиться на довольно ограниченной территории "сада", в котором деревьев было меньше всего.
Ну а после революции произошла последняя и решительная метаморфоза: бывший Луна-парк превратился в стадион. Демидов, он же Нарышкин, сад навсегда отошел в область воспоминаний...
Анатолий ИВАНОВ